Новости

Обогати свою жизнь

Обогати свою жизнь

Три составляющие успеха

«Да что же это такое? Разве можно так издеваться над детьми? Зачем нам это трехъязычие, когда свой язык не можем выучить как следует?» Редко когда посиделки в семейном кругу или с друзьями обходятся без разговоров на эту тему. Робкие попытки отдельных сородичей доказать полезность принятого Правительством курса натыкаются на непонимание или же отвергаются.  Но караван уже определил направление своего движения, и караванщик убежден, что это направление - самое верное. А замыкающийся в своей скорлупе рано или поздно обречен на загнивание. Надо быть открытым миру, и тогда ты не останешься на обочине истории. Об этом вот уже более десяти лет твердит Глава государства Нурсултан Назарбаев. Культурный проект «Триединство языков» Президент предложил еще в 2007 году, назвав его в числе приоритетных и выделив как отдельное направление внутренней политики. «Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками. Это казахский - государственный язык, русский - язык межнационального общения и английский язык - язык успешной интеграции в глобальную экономику». То есть все предельно ясно и просто: развиваем государственный язык, поддерживаем русский и изучаем английский. Под это дело подведена мощная финансовая база. Тем самым мы поворачиваемся лицом к общемировым тенденциям и стандартам, открывающим перед нашей молодежью новые возможности. По официальной статистике, в настоящее время тремя языками владеют лишь немногим более 20 процентов казахстанцев, иными словами, менее четверти населения страны. Выходит, что три четверти остаются в узких рамках знания одного-двух языков, не осознавая того, что обделяют себя духовно и ограничивают для себя горизонты видения мира. «Когда человек знает больше, чем один язык, у него есть несколько картин мира, это несопоставимо более богатая жизнь, - считает нейролингвист доктор филологических наук, доктор биологических наук, профессор Санкт-Петербургского госуниверситета Татьяна Черниговская. - Язык в большой мере определяет то, как мы смотрим на мир и как его воспринимаем. Согласно гипотезе Сепира-Уорфа (гипотезе лингвистической относительности), которую сегодня активно обсуждают в науке, язык влияет на наше мышление и процесс познания. Изучать иностранные языки нужно не потому, что это полезно для путешествий - сейчас можно обойтись английским, а потому что, проникая в другой язык, вы проникаете в другие миры. Зачем люди учат латынь, древнегреческий, шумерский? Ведь этих шумеров, древних греков и латинян давно нет. И все же представить себе, в каком мире они жили, можно, изучив их языки. Владение языком - это не вопрос технического благополучия, когда можно в Китае пойти в магазин и сказать правильные слова. Дело не в этом, а в том, что вы расширяете свой мир». Полностью согласен с доводами уважаемого ученого. Пользуясь случаем, расскажу немного о своем жизненном опыте. Знание русского языка позволило мне окунуться в прекрасный мир поэзии Александра Пушкина, Сергея Есенина, Михаила Исаковского, Евгения Евтушенко. Я с упоением читал прозу Чехова, Паустовского, Шолохова, Распутина и других замечательных мастеров слова. Повзрослев, я обрел новый мир. Он раскрылся передо мной мелодиями Курмангазы и Шамши Калдаякова, поэзией Мукагали Мукатаева и Фаризы Онгарсыновой. Я почувствовал себя обогащенным вдвойне и искренне жалел и до сих пор жалею своих русскоязычных друзей, замыкающихся в узком языковом пространстве и не желающих расширить горизонты своего видения мира. В то же время я глубоко сожалею о том, что в свое время не приложил требуемых усилий по освоению английского языка. Вне моего видения и познания остался громаднейший пласт знаний. Осталось нераскрытым окно в мир европейской литературы и искусства. Успокаивает лишь то, что мои дети в совершенстве освоили язык Шекспира и могут свободно читать и общаться на английском. Отлично знают они и свой родной язык, и русский. Научно доказано, что любое обучение меняет мозг. А когда мозг учится, в нем увеличивается количество и качество нервных связей, эффективность серого и белого вещества растет. Поэтому независимо от того, чем этот мозг занят, решает ли он кроссворды, что конкретному человеку кажется трудной задачей, или доказывает сложные теоремы, которые в качестве умственной работы подходят совсем для других людей, это улучшает мозг. Это актуально в любом возрасте, поскольку нейронная сеть развивается каждую секунду. Мозг меняется всегда, даже в 90 лет. Изучение иностранных языков в этом смысле чрезвычайно эффективно благодаря переключению кодов. Когда вы переходите с одного языка на другой, для мозга это очень трудная работа. А трудная - значит хорошая. Ученые считают: чем моложе мозг, тем он пластичнее, то есть тем более способен к обучению и изменению. Поэтому чем раньше человек что бы то ни было начинает изучать, тем больше от этого толку. В отношении иностранных языков это втройне так. Это не значит, что во взрослом возрасте этим не стоит или нельзя заниматься, - просто в детстве такие занятия намного эффективнее. Эксперименты показывают, что люди, знающие больше чем один язык, отодвигают потерю памяти на несколько лет за счет развития нейронных связей. Когда человек владеет несколькими языками, у него интенсивнее работает нейронная сеть. Мозг в таком случае будет более сохранен. Это отодвигает теоретически возможное снижение интеллектуальных способностей, в том числе снижение памяти. Полиглот всегда будет в выигрышном положении, нежели человек, владеющий одним или двумя языками. А это очень важно сегодня, когда на первый план выходит качество человеческого капитала - навыки и умения, а также способность творчески их применять и извлекать из этого практическую пользу. Престиж знания, престиж образования в современных условиях становится все более высоким. Будем откровенны: до программной статьи Главы государства Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» вопрос о современных конкурентоспособных человеческих ресурсах для Казахстана никем не ставился. Несомненно, его прозорливость как раз проявляется в том, что он своевременно и очень точно уловил момент, когда государству и всем его гражданам надо менять свое мышление. Иного варианта движения вперед в условиях ужесточающейся конкуренции нет и быть уже не может.

Кукен ОРШАБЕКОВ