О чиновничьей некомпетентности и ее последствиях
Облик жамбылского госслужащего был бы неполным без тех характеристик, которые прозвучали на очередном заседании Дисциплинарного совета. Ярким штрихом к портрету можно назвать боязнь экзаменов. Из-за тестофобии отдельные «специалисты» в самый ответственный момент обнаруживают у себя недуг и срочно берут больничный лист. Есть и другие способы уклониться от проверки знаний.
Как сообщил заместитель начальника территориального управления Агентства по делам госслужбы Нуржан Нуржигитов, в прошлом году повторная аттестация предстояла 63 служащим. Из них 38 умудрились нарушить процедуру: кто-то добрался до центра тестирования с большим опозданием, а кто-то заболел и не пришел вовсе. Дюжина человек пропустила сроки аттестации, будучи в трудовых отпусках. Еще пятеро откосили под вполне благовидным предлогом: служебная командировка, ну куда от нее денешься. Помимо прочего, в некоторых госорганах практикуют переводы госслужащих на другую должность незадолго до тестирования. Будто нарочно.
Временная нетрудоспособность и в нынешнем году - самый популярный предлог для неявки на тест. К примеру, в Жамбылском областном департаменте по исполнению судебных актов в первом квартале участвовали в тестировании 11 человек. Пятеро из них преодолевали пороговый уровень неоднократно. Удивительно, но двое из них таки осилили экзамен: один - с третьей попытки, другой - с четвертой. Двое их коллег тоже потерпели неудачу по нескольку раз, прежде чем прекратили пытаться. А у последнего, провалившего тест лишь однажды, шанс все-таки есть. Ведь только плохое самочувствие заставило его отложить на время попытку номер два.
- Обычно примерно половина участников не проходит тестирование. Поэтому некоторые путем перевода или бюллетеня отдаляют момент его прохождения, - прокомментировал председатель Дисциплинарного совета Азимхан Сатыбалдин. - Но этому положат конец. Законность выдачи больничных теперь будет проверяться, потому что в народе говорят, что их за 500 тенге можно приобрести. Так что облздрав и соответствующие органы проверят подлинность документов и за фальшивые накажут.
Удастся ли искоренить дурные привычки госслужащих, связанные не только с фобиями, но и с нарушениями, - вопрос, вызывающий большие сомнения.
Потому что борьба с нарушителями чаще превращается в показательную порку... без особых последствий. Как, например, в департаменте по исполнению судебных актов, где взысканиям подверглись 33 сотрудника. Причем у 14 судоисполнителей всего за пару месяцев накопилось по два, три, четыре и даже пять взысканий, большей частью однотипных, причем, с интервалами в 10-15 дней. Начальник департамента Шолпан Мерманкулова объяснила особенности кадровой политики необходимостью реагировать на представления прокуратуры.
- А почему после двух взысканий за третье нарушение не увольняете сотрудника, как предусмотрено законом? - спросил А. Сатыбалдин.
- У нас и так большая текучесть кадров, - ответила Мерманкулова.
- Перераспределите обязанности среди подчиненных и наведите порядок в кадровой службе, а то в следующий раз Вас накажут, - посоветовал ей председатель Диссовета. Пока же совет рекомендовал ей объявить выговоры исполняющей обязанности начальника отдела Кларе Азимкуловой и главному специалисту Айжан Алимбетовой.
По результатам проверок в областных управлениях образования, а также координации занятости и социальных программ к дисциплинарной ответственности за допущенные ошибки привлечены главные специалисты Бекбол Маймышев и Замира Ирназарова.
Гульжан АСАНОВА