Здоровое любопытство
Юные исследователи познают родной край
На прошедшем недавно в Алмате республиканском сетевом конкурсе научных работ среди Назарбаев Интеллектуальных школ страны призовые места завоевали жамбылские учащиеся. Ученики 10-го класса НИШ города Тараза Молдир Баймахан и Абылай Сыдыков заняли второе место с проектом «Реконструкция историко-культурной модели эпохи бронзы на основе петроглифов местности Ботамойнак». С учителем истории Любовью Исатаевой школьники часто отправляются в экспедиции по живописным местам нашей области. Маршрут всегда разный: местность Ботамойнак, ущелья Узунбулак, Алмалы, гора Сундук, урочище Каракыстак. Юные исследователи привозят с собой массу впечатлений и новые знания об истории родного края. - В одной из таких поездок нас заинтересовала галерея петроглифов в местности Ботамойнак. Наскальные рисунки рассказывают о людях, которые жили здесь в древности, их быте и укладе жизни, о животных, обитавших здесь. И мы с моим напарником решили изучить их, чтобы узнать, какое послание они в себе несут, - рассказывает Молдир. В расположенных недалеко ущельях Карасай и Камысай также имеются пет-роглифы, которые часто упоминаются в трудах краеведов. Этим изображениям несколько тысяч лет, относятся они к эпохе бронзы и раннего железного века. Как выяснилось, в отличие от них петроглифы в местности Ботамойнак мало изучены, информацию о них найти невозможно. - Предположительно рисунки в Ботамойнаке относятся к эпохе бронзы. Всего нами было изучено больше трехсот петроглифов. Их точное количество неизвестно. Ведь где-то изображения собраны вместе, где-то располагаются рядами на протяжении нескольких километров, - рассказывает М. Баймахан. В своей научной работе ученики подробно описывают и дают точные координаты местоположения петроглифов. Как они рассказывают, чаще всего встречаются изображения козлов, есть и быки, верблюды, олени. Мелькают изображения рожениц, охоты на животных. - В уникальных картинах на скалах представлена не только повседневная трудовая деятельность древних племен, но и описывается их мировоззрение, во что они верили. К примеру, ветвистые рога оленей изображали солнце, что доказывает: древние жители поклонялись ему. Можно предположить, что люди приносили жервы богам. Наши догадки подтвердила и профессор Евразийского национального университета имени Л. Гумилева археолог Айман Досымбаева, которая оказывала нам помощь в ходе подготовки проекта,- говорит Абылай Сыдыков. - Существует опасность, что петроглифы могут стереться, камни могут разрушиться. Но они представляют историческую ценность, их важно сохранить и изучить. Своим проектом мы хотели обратить внимание на эту проблему. Между тем ученицы 11-го класса НИШ Тараза Актоты Бостан и Мира Мырзабаева заняли в сетевом конкурсе третье место. Они представили проект «Интерпретация археологических находок городища Тараз». - Про древнее городище Тараз писали многие историки, географы, путешественники. Имеются отдельные сведения о найденных артефактах. На основе этих данных мы создали своеобразный макет, показывающий, каким был древний Тараз,- рассказывает А. Бостан. Основным источником для них служила книга археолога Таисии Сениговой «Средневековый Тараз». Изучали ценные артефакты, а их насчитывается около 50 тысяч, найденные во время археологических раскопок в музее под открытым небом. Советами и подсказками девушкам помогала старший научный сотрудник государственного историко-культурного заповедника-музея «Памятники древнего Тараза» Анна Крокошева. - В древнем Таразе развивались ремесленничество и производство гончарных изделий. На экспонатах изображены разнообразные узоры, которые свидетельствуют о культурном обмене между народами благодаря Великому Шелковому пути, - рассказывает А. Бостан. Проекты наших земляков получили высокую оценку членов жюри конкурса. Юных краеведов похвалили за стремление изучать историю региона и страны, за попытку систематизировать накопленные сведения.Жамал САДВАКАСОВА
[gallery ids="30316,30315"]