Уберегли
Кто защитил мавзолеи Айша-биби и Бабаджи-хатун от разрушения
В Жамбылской области немало исторических памятников. Одними из значимых являются мавзолеи Айша-биби и Бабаджи-хатун, расположенные в 18 километрах от города Тараза. Предполагается, что они построены в Х - ХI веках. О Бабаджи-хатун сложено немало легенд, одна из которых гласит, что она была покровительницей Айши, а после ее смерти - хранительницей ее мазара. Этих женщин в народе по сей день почитают словно святых, к их мавзолеям приезжают тысячи паломников с разными просьбами. В разные годы исследованием мавзолеев Айша-биби и Бабаджи-хатун занимались археологи Василий Каллаур и Александр Бернштам, архитектор Толеу Басенов. Памятники по сей день вызывают интерес у ученых. Страшно даже подумать, что в 40-х годах прошлого столетия они были на грани уничтожения. Чтобы восстановить события тех дней, мы изучили архивные материалы и побеседовали с представителями династии, которая на протяжении многих веков является хранителем этих мазаров. В итоге нам удалось узнать много интересного. В 1938 году в Джамбуле был открыт археологический пункт, который занимался исследованием памятников архитектуры и их защитой. Тогда там работал всего один научный сотрудник - Героним Пацевич. Пункт находился на территории мавзолея Карахана. Экспедиции под руководством Г. Пацевича исследовали западную часть реки Талас, территорию у озера Биликоль, ущелье Бериккара. Все найденное отправлялось прямиком в Академию востоковедения города Санкт-Петербурга. Памятники истории передали во владение местного археологического пункта, который проделал огромную работу по их изучению. Самое главное - он помог сохранить мавзолей Бабаджи-хатун. В государственном архиве Жамбылской области вместе с материалами этого дела хранится рапорт, который Героним Пацевич написал в исполнительный комитет Джамбулской области. Село Айша-биби Жамбылского района тогда называлось Головачевка. Во время Великой Отечественной войны там дислоцировалась Чугуевская военная авиационная школа пилотов, руководил которой некий Балабай. Именно он 18 января 1943 года пришел к хранительнице памятников Бейсекуль Марайым келіні и сказал, что возьмет две тысячи кирпичей из мавзолеев на строительство бани. Не зная, что ответить, женщина расплакалась и попыталась на ломаном русском объяснить, что разрушать святыни нельзя и такие действия могут навлечь проклятие. Однако словам женщины никто не внял. В этот же день вместе с мужем Тойшыбеком Бейсекуль отправилась в Джамбул. В лютый холод они вплавь пересекли реку Асу, чтобы скорее добраться до областного центра. К Герониму Пацевичу женщина пришла вся в слезах и сообщила о том, что военные завтра приедут за кирпичами. Услышав это, ученый наспех накинул на себя верхнюю одежду и вместе с Бейсенкуль побежал в областной комитет партии. Так как в тот день шло важное собрание, попасть к первому секретарю обкома сразу не было возможности. Поэтому они ждали окончания собрания. Ночью секретарь сказал, что совещание завершится только под утро. Тогда Героним написал рапорт на имя первого секретаря обкома партии и попросил срочно передать его. Уже глубокой ночью Г. Пацевич приехал в авиационную школу. Ее руководитель сказал, что устное разрешение разобрать мавзолей дал сам первый секретарь обкома партии Михаил Ткаченко. Г. Пацевич говорил Балабаю, что разрушать мавзолей нельзя, что он имеет историческую ценность. Но военный стоял на своем. 20 января к памятникам приехала грузовая машина, и военные начали разбирать мавзолей Бабаджи-хатун. На мольбы и просьбы Бейсекуль-апа никто не обращал внимания. Разобрав крышу мазара, незваные гости увезли около тысячи кирпичей, на месте которых образовалась огромная дыра. На следующий день Бейсекуль вместе с сыном, работавшим на железной дороге, прибыла в Джамбул и рассказала о случившемся Герониму Пацевичу. Вместе они снова пошли в обком партии и потребовали, чтобы первый секретарь принял их. Выслушав посетителей, М. Ткаченко заявил, что такого распоряжения с его стороны не было. Он обещал вызвать руководителя авиашколы и взять с него объяснение. Также он позвонил в контору села Головачевка и потребовал прекратить беспредел. Все кирпичи были возвращены, но памятник не восстановили. По словам внука Бейсекуль-апа Мади, два пилота, разбиравшие мавзолей, через два дня разбились. - Их похоронили возле того самого мазара. Бабушка даже показывала мне это место. До конца своих дней она была хранительницей мавзолеев и оберегала их. Ее огорчало, что памятник истории так и не восстановили. Охранять его она поручила нам, - говорит Мади Тойшыбеков. Несмотря на то что имелось указание восстановить мавзолей, работа так и не была произведена. Да и нелегко это. Чтобы привести мавзолеи в первозданный вид, нужны были архитекторы. Ни специалистов не было, ни средств, потому что все уходило на фронт. Позже об этом в своем рапорте Г. Пацевич написал: «Мною немедленно же было составлено отношение на имя областного военного комиссара, как начальника гарнизона, с просьбой о запрещении разборки мавзолеев в поселке Головачевка». Вот так удалось уберечь от разрушения мавзолеи Айша-биби и Бабаджи-хатун, которые были полностью восстановлены только после обретения страной независимости. Оба объекта входят в список 100 сакральных мест Казахстана от нашей области.Макулбек РЫСДАУЛЕТ, Сагындык ЗЕЙНУЛЛАУЛЫ