Меню
10 декабря, 2018 / Бекет МОМЫНКУЛ / Новости

От пелёнок до штыковой атаки

От пелёнок до штыковой атаки

От пелёнок до штыковой атаки От пелёнок до штыковой атаки
Фото из открытого источника

Национальные традиции имеют прекрасные свойства

Вопросы воспитания молодежи тревожили любое общество в любое время. Сегодня мы публикуем высказывания легендарного полководца Бауыржана Момышулы по этому поводу, когда он в 1943 году, находясь на лечении в Алматы, выступал с лекциями перед творческой и научной интеллигенцией. Естественно, как военный, он воспитание молодых людей связывал с армейской службой, а также опирался на опыт наших предков. Даже по прошествии 75 лет его мысли не утратили актуальности. В связи с этим вспоминаются слова из недавней статьи Главы нашего государства Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой степи»: «Убежден, у народа, который помнит, ценит, гордится своей историей, великое будущее. Гордость за прошлое, прагматичная оценка настоящего и позитивный взгляд в будущее - вот залог успеха нашей страны».  Воспитание добропорядочного гражданина со всеми желательными, благородными качествами - дело далеко не легкое. Оно не только требует хороших воспитателей, но и их кропотливую работу в течение десятилетия. Оно многостадийно, многогранно и трудоемко. Проблема воинского воспитания есть проблема воспитания от пеленок до штыковой атаки. Родительское воспитание - самая главная стадия дошкольного воспитания. Школьное воспитание, общественно-молодежное воспитание - самая важная стадия в становлении человека. В общественном же воспитании человек нуждается до самой гробовой доски. Ошибочно считать, что взрослого не нужно продолжать воспитывать. Солдат - взрослый человек, но его общественное положение производит его в младшие ранги, и этот ранг в армии требует не менее заботливого отношения и опеки, чем над юнцами. Совершенно недопустимо, чтобы душа солдата паслась на подножном корму. Я считаю преступлением, когда казахи-бойцы на фронте не получают самого элементарного, скудного пайка из арсенала родного языка, родной литературы, родной музыки. Дело военных - обучать призванного в армию гражданина военному делу, технике и приемам боя, солдатскому ремеслу, одновременно продолжать общественное воспитание. Часто мамаши портят человека еще с пеленок. Попадает к нам такой испорченный человек, неужели я могу его исправить в течение двух лет, ведь его портили 22 года. Беда еще и в том, что не все командиры могут быть воспитателями. Не секрет, что у нас часть молодежи разболтанная, расхлябанная: старших не уважают, грубят. Воспитать в человеке все присущие ему благородные черты - это дело (в основном) доармейского периода воспитания. Казахская пословица гласит: «Ұяда не көрсең ұшқанда сонны ілерсің» (Каким тебя воспитают в семье, таким и вырастешь). Если ребенок с пеленок не ладит с матерью, в пять лет спорит с отцом, не слушается, растет хулиганом, то он неизбежно становится плохим гражданином и солдатом. Перевоспитание такого человека, необходимость привить ему боевые качества - трудная обязанность не только командира. Мало приятного командиру от такого подарка нерадивых мамаши и папаши. Ребенок должен с молоком матери впитать все благородные качества человека, гражданина, тогда и выйдет из него хороший воин. Тогда армия может получить добропорядочного человека, хорошего воина, а мы иногда мучаемся и теряем очень много времени, сил и здоровья на перевоспитание. Большая роль в воспитании масс принадлежит художникам, писателям, композиторам и другим деятелям искусства. Когда я был на приеме у товарища Н. А. Скворцова (первого секретаря ЦК Компартии Казахстана), мы с ним четыре часа говорили о воспитании, национальной, воинской культуре и о некоторых пробелах в этом отношении, выявленных войной, плоды которых иногда приходится пожинать. Нужно воспитать до армии хорошего человека. Это очень глубокий вопрос. Вот почему я вынужден писать о солдате. Слово «солдат» нужно понимать не только в смысле - на войне. Вы ведь не на войне, не на фронте, но тоже солдаты, солдаты трудового фронта. Нужно всюду видеть человека солдатом, с малых лет - борцом. Я не имею в виду только человека в серой шинели с винтовкой в руках, а под этим подразумеваю всех тех, кто работает в разных областях деятельности. Это тоже фронт. Слово «солдат» я понимаю в широком смысле. От семейного быта до атаки в бою - везде нужны бойцовские качества, упорство человека. Военно-боевая деятельность человека есть только одна из разновидностей нашей борьбы. Я написал письмо Председателю СНК Казахстана о воспитании молодежи, о воинском воспитании нации и военной культуре, о благородных традициях нашего народа, формирующих боевые качества в джигите (читает текст письма): «Являясь участником, руководителем и наблюдателем более 100 боев, я пережил горечь неудач и радость побед, радость боевого подвига своего лично и солдат наших. Еще в феврале 1942 года я попытался обобщить результаты личных переживаний, наблюдений за другими, действий отдельного солдата и целого боевого коллектива по родам оружия, по видам боев и другим психологическим особенностям в общую тему «Мысли о воспитании боевых качеств». Мне удалось частично изложить свои соображения на бумаге, но за неимением времени до сих пор не представляется возможным закончить начатое, и эти мысли неотступно преследуют меня, как только я освобождаюсь на несколько минут от непосредственной работы. Я на собственном опыте убедился, что в воспитании боевых качеств бойца колоссальное значение имеет военное прошлое народов и национальные традиции. Одну из ненаписанных глав своей рукописи в плане я назвал: «Благородные традиции казахского народа, воспитывающие боевые качества в джигите». В этом личном письме к вам как со старшим братом я хочу поделиться набросками данной главы. 1. Әдет и әдеп. «Ұяда нені көрсе, ұшқанда сонны алады». - Каким тебя воспитали в гнезде, таким будешь и в полете. «Ұлың өссе ұлы жақсымен, қызың өссе қызы жақсымен ауылдас болғын». - Сын растет - ищи соседа с хорошим сыном, дочь растет - ищи соседа с хорошей дочкой. «Тексізден тезек артық». - Лучше наступить на помет, чем нарваться на безродного. «Арсыздан аюан артық». - Бессовестный человек хуже зверя. «Жаным арымнан садаға». - Лучше умереть, чем потерять совесть. «Өлімнен ұят күшті». - Совесть сильнее смерти. «Қоянды қамыс - ерді намыс өлтіреді». - Заяц умирает от страха, а человек от стыда. Хочу изложить корень и значение этих поговорок, в выводах сказать, что воспитанность (әдеп) должна быть внедренной в сознание и привита в привычку (әдет) вместе с молоком матери; уважение к старшим, сознание долга и чести как святыни, безукоризненное соблюдение общественного порядка, безмолвная покорность законам человека ставят превыше всего - воспитывают положительные качества, которые носят название благородства, любви к Родине, народу, семье, человеку, жизни. Человек, получивший благородное воспитание, владеет основой боевых качеств - преданностью, честностью, дисциплинированностью. 2. Игры в асык, жилик, жасырынбак, жарыс, курес, ак-суек воспитывают в юноше сноровку, ловкость, увертливость, меткость, быстроту, упорство и прочие военные (боевые) качества, необходимые солдату в бою как воздух. Опыт убедил меня, что әдепсіздік - әлсіздік, ептілікте - ерлік (невоспитанность - слабость, ловкость - мужество). 3. «Сөз тапқанға қолқа жоқ». - Кто правду говорит, с того и спроса нет. Бадик, той, айтыс есть состязание быстрого мышления и остро- умия. Нигде, как в айтысах, не застает человека врасплох многогранная неожиданность. Айтыс, бадик, той вырабатывали у юношей и девушек импровизаторские способности, любовь к устной литературе и музыке, расширяли их кругозор, они приобретали остроумие и смекалку. Бой полон неожиданностей. Смекалка и сообразительность, постоянные спутники солдата, обеспечивают победу в условиях, кажущихся иногда безнадежными, и в безвыходных положениях. Білек бірді, ақыл мыңды жеңеді. - Сила победит одного, а ум, ловкость - тысячу. 4. Кокпар, байге, аударыспак - традиционные национальные спортивные игры, вырабатывающие смелость, ловкость, физическую закалку, азарт, способность к риску с расчетом, даже способность к самопожертвованию ради чести и славы своей. В благородстве этих игр не может быть никаких сомнений. Эти игры воспитывают благороднейшие рыцарские качества в джигите, столь необходимые для солдата Красной Армии. Вот краткий перечень этой ненаписанной главы. Нашими полуказахами (шокынганами) пренебрегались эти благородные традиции в воспитании боевых качеств как «отжившие», они даже преследовались до сих пор людьми негосударственного ума, сидевшими за председательскими столами, в общем потоке «бунтарства» против прошлого. Это было, безусловно, неумно. Здесь будет кстати упомянуть старую казахскую поговорку: «Шала молда дін бұзар» (Неученый мулла веру портит). Вследствие такой оплошности в воспитании некоторая часть молодежи растет неузнаваемо развязной, легкомысленной, хилой, мешковатой, попадаются даже трусишки малодушные, шкурники. Некоторые не умеют ездить верхом, боятся лошадей - просто стыдно называть таких казахами; лепечут какую-то ерунду по-казахски, похожую на неотработанный язык какого-то иностранца. Я только перечисляю кажущиеся мне недостатки в воспитании молодежи, убежденно преклоняясь до сырой земли перед положительной стороной воспитательной работы благородных качеств джигита, системой воспитания нашего времени. Все хорошее из прошлого казахского народа должно восторжествовать в настоящее время. И золотая казна народной мудрости должна стать нашим достоянием, обогатить наши знания и опыт, оказать услугу делам нашим. Подвиги славных казахских батыров Едиге, Кобланды, Бекета, Наурызбая, Исатая, Махамбета, Амангельды, Алпамыса и других должны стать традицией для современных джигитов - ах, как жаль, что молодежь их мало знает! Долг службы и совесть воспитателя джигитов-солдат обязывают меня обратиться к вам с этим письмом, так как, по моему личному мнению, возрождение благородных традиций нашего народа немыслимо без вмешательства таких государственных мужей, как Вы. Извините, что отнял у Вас столько времени этим письмом». Если народ некультурен в военном отношении, то это надо отнести к воспитанию еще с пеленок; если не воспитывать боевых качеств у человека - народ не боеспособен. Можем ли мы это сказать о нашем прошлом, что у нас был небоеспособный народ? Нет, этого сказать мы не можем, но, к сожалению, наши лучшие качества в последнее время как-то преследовались в общем потоке бунтарства против прошлого. Это не только у нас, это и у русских, и у других национальностей было. Я считаю, что до некоторой степени это было вредительством со стороны старого руководства республики. Как можно лишать народ его традиций, воспитывающих благородные боевые качества? Разве их можно складывать в архив? Разве это приносит пользу? Это приносит вред не только в масштабе нации, но и в масштабе государства, как народа, в мировом масштабе. Если мы все хорошие традиции казахского народа преследуем, не знаем наших предков, разве это приносит пользу? И Союзу от этого вредно. Ведь каждый благородный человек и в Африке, и в Китае, и в любой другой стране хочет, чтобы мы были настоящими людьми! А у нас получилось, что топтали наше прошлое самым зверским образом и потом сделали общее заключение - «бунтари против прошлого», и некоторые, вместо того чтобы развивать это благородство, занимались чепухой, вредной для дальнейшего развития нации. Всеобщее, без разбора, охаивание всего прошлого, во всяком случае, - деяние не похвальное, очень узкое и бездушно невежественное, даже хулиганское. Его плоды - только бред... Почему я вынужден был так писать? Да вот почему. Приезжает новое пополнение, смотришь на некоторых из них - лицо наше, а душа у него - черт знает что, как с неба свалился. Думаешь: в чем дело? Говоришь ему по-русски - он не понимает, говоришь по-казахски - тоже не понимает. В нем нет ни казахского, ни русского. Это меня возмущает, и я вынужден был искать причину, знать, в чем дело, и вот я пришел к выводу, что этот бедный малый не унаследовал ничего толкового от своих предков. Если это делалось сознательно - это вредительство, а если несознательно, то это глупость - топтать благородные традиции прошлого. Традиция является одним из основных источников воспитания и имеет очень большое значение. Родительское воспитание - основной источник воинского воспитания. Основа воинского воспитания - осознание повиновения как необходимости; выработка полнейшей, беспрекословной покорности воинской судьбе, требованиям службы. Если говорить подробно, цель воинского воспитания - выработать в бойце способность преодолевать тяготы и лишения службы, боевой жизни, закалять тело, дух и волю, непреклонность перед трудностями. Повиноваться - тяжело. Сущность воинского воспитания заключается в выработке способности к преодолеванию тягот, лишения и страха, а это может делать только благородный человек. Метод воинского воспитания - убеждение. Убежденный свои обязанности выполняет не только сознательно, но и творчески. Принуждение, как и метод убеждения, продолжает оставаться практическим, иначе говоря, дисциплинарным оружием.

Подготовил Бекет МОМЫНКУЛ

Самые читаемые статьи недели: