Пассажирские перевозки далеки от совершенства
Широка страна моя родная! Это вам не какие-то там Бенилюксы, которые можно на автобусе за один день объехать. Без скоростных поездов и самолетов у нас не обойтись – расстояния большие. Благо есть в Казахстане и те, и другие транспортные средства. Но не всегда и не для всех они доступны. Зато круглосуточно курсируют по просторам Великой степи «народные» поезда, соединяя запад с востоком, север с югом. Но стоит только однажды проехаться в них, всякое желание воспользоваться еще раз услугами железнодорожного транспорта отпадает надолго. В декабре прошлого года автору этих строк по срочным делам довелось ехать до Алматы на 378-м поезде сообщением Мангышлак - Алматы. Поездку эту я, наверное, еще долго буду вспоминать как страшный сон. При тусклом освещении с трудом удалось найти свое место в вагоне. Поскольку время было позднее, решил сразу же застелить постель. Матрас был ужасный. Он представлял собой огромный засаленный матерчатый мешок, в котором можно было нащупать нечто похожее на вату. Но выбора, как говорится, не было. Не отличалось свежестью и белье, представляющее собой застиранные пожелтевшие простыни. Запах в вагоне убедительно свидетельствовал о том, что это поезд дальнего следования. В таких условиях было не до сна. Мучения мои закончились лишь к утру, когда состав прибыл к месту назначения. Социальные сети то и дело взрываются негодованием граждан по поводу безобразной работы АО «Пассажирские перевозки» - дочерней фирмы нацкомпании «Қазақстан темір жолы». В новогодний праздник пользователи «Faсеbооk» горячо обсуждали информацию о том, что окна отдельных вагонов поезда Астана - Семей, отправлявшегося со столичного вокзала «Нұрлы жол», обклеены скотчем. Именно таким образом перевозчик решил заделать щели в оконных проемах. Забота, надо сказать, трогательная! Наболевшим поделились в соцсетях и пассажиры других маршрутов. В частности, Гульжанат Калиева сообщила, что в поезде № 47 сообщением Астана - Атырау холодно и грязно. Не в восторге от этого поезда и Берик Байсаров. «Одеяла здесь, наверное, еще с брежневских времен», - сообщил он. Возмущена обслуживанием и Айкен Жакенова, которой довелось ехать из Астаны в Сарыагаш. Подобных отзывов только на одном «Faсebook» десятки. А сколько пассажиров переносят страдания от поездок в поездах молча, никуда не жалуясь!Мнение пассажира
Одно время, года 3 - 4 назад, в поездах был наведен порядок: заменили матрасы, белье, покрывала, легкие одеяла. Выдавали разовые наборы с мылом, зубной пастой, щеткой, расческой, а также разовые стаканы, пакетики чая, кофе, сахара, и все это входило в стоимость билета. Причем не только в купейных, но и плацкартных вагонах. Работали кондиционеры, вагоны были чистые, по пути следования производили уборку не только в туалетах, коридорах, но и в купе, приятно было ездить. Постепенно все стало исчезать. Сначала туалетные наборы, затем чайные наборы, легкие одеяла заменили на клетчатые, жесткие и колючие. Вагоны грязные, в туалеты невозможно зайти, умывальники мерзкие, не говоря о наборе, просто пакетика чая не дают. А цены растут постоянно, если раньше проезд в купе по маршруту Алматы - Тараз в мангышлакском вагоне стоил до 2,5 тысячи тенге, то теперь - более четырех тысяч, чуть меньше - в плацкартных. Билетов зачастую не купить в кассах, при этом вагоны на самом деле полупустые. Бывали случаи, когда в целом вагоне были заполненными лишь два-три купе. Хотелось бы спросить у владельцев ж/д транспорта: не стыдно им за предоставление таких услуг?Асия Калиева (Опубликовано на «Faсеbook» 8.01.2019 г.)
Многие наши сограждане, побывавшие в Европе, в восторге от сервиса в сфере транспорта. Даже в самых недорогих поездах там созданы комфортные условия для пассажиров, говорят они, и для убедительности выкладывают видеосюжеты в Сеть. В вагонах идеальная чистота, свежее белье, отдельный санузел и даже душ. Конечно, обо всем этом нам остается лишь мечтать. Почему же у нас нельзя создать для людей, пользующихся пассажирским транспортом, элементарные удобства? Разве для того, чтобы обновить матрасы, постельные принадлежности, требуются огромные средства? Ведь оказываемые услуги должны соответствовать стоимости билетов. А она, эта стоимость, как известно, периодически растет, и скоро с тарифами воздушных судов сравняется. Так, из Тараза до Астаны билеты сегодня стоят от 13608 до 17865 тенге в зависимости от категории вагона. Из Алматы до Астаны билет в купейном вагоне стоит 19146, в люксе - 21542 тенге.Позиция перевозчика
Мы делаем все возможное для расширения линейки продуктов и услуг. Важную роль в успешном развитии и достижении поставленных целей занимает персонал. Поэтому на постоянной основе ведется дополнительная подготовка, обучение и повышение квалификации сотрудников с привлечением международных тренеров. Так, в программу обучения поездных бригад входят курсы по этике, культуре речи и английскому языку. Разрабатываются тренинги по улучшению уровней стрессоустойчивости и коммуникабельности, планируется введение обучения навыкам по оказанию первой медицинской помощи. Национальный перевозчик делает все возможное, чтобы коренным образом обеспечить работу по принципу «все для пассажира». Ведется работа по формированию оптимальных маршрутов с учетом потребности населения в перевозках. Уделяется большое внимание вопросам обновления парка подвижного состава. Присутствие нескольких игроков на рынке пассажирских перевозок повышает конкурентоспособность национального перевозчика, для которого рост качества услуг, уровня подготовки сервисного персонала, обновление подвижного состава являются приоритетной задачей.Алибек Султанов, директор департамента по сервису и работе с клиентами АО «Пассажирские перевозки»
(Опубликовано на abctv.kz 24.05.2018 г.)
Конечно, нельзя сказать, что руководство КТЖ не беспокоится о развитии своей отрасли. Работа в этом направлении ведется: открываются дополнительные маршруты, существенным прорывом стал запуск скоростных поездов «Тұлпар-тальго», внедрена продажа проездных билетов онлайн. Но положение дел в сфере пассажирских перевозок тем не менее остается удручающим. В 2016 году произошла реорганизация группы компаний АО «НК «Қазақстан темір жолы» посредством разделения инфраструктурной и перевозочной деятельности. Предполагалось, что это позволит создать гибкую инфраструктуру, способную быстро реагировать на изменения ценовой конъюнктуры, а также отвечать запросам потребителей услуг. Однако ожидаемых подвижек в сфере пассажирских перевозок не произошло. Не наблюдаются они, к сожалению, и в настоящее время. Все остается по-прежнему. Все так же курсируют по стране поезда с вагонами, давно отслужившими все свои предельные сроки. Находиться в них небезопасно, плюс к тому испорченное настроение вам гарантировано. Видимо, не случайно состоянием дел в сфере пассажирских перевозок заинтересовались комиссары антикоррупционной службы. В преддверии Нового года они осуществили проверки в десяти поездах различных направлений. В результате выявлено более 60 нарушений. Основные из них - антисанитарное состояние вагонов, грязные постельные принадлежности, ненадлежащее исполнение проводниками служебных обязанностей, наличие безбилетников и другие. Радует, пожалуй, лишь то, что благодаря постоянному контролю со стороны сотрудников линейных отделений полиции на маршрутах стало относительно спокойно. Редкие выпивохи стараются лишний раз не попадаться на глаза стражей порядка. Вместе с тем по-прежнему по вагонам ходят торговцы, предлагая пассажирам различные товары - от платьев до детских игрушек. И почему-то ни проводники, ни сотрудники полиции не препятятвуют их «бизнесу». Хотя, если разобраться, не все здесь нормально. Посторонние люди в вагоне - это всегда угроза безопасности. Кто знает, а может быть, один из этих торговцев является носителем открытой формы туберкулеза или же человеком с неустойчивой психикой? Кто даст гарантию, что он не заразит пассажиров или не создаст конфликтную ситуацию? Никто не интересуется и происхождением товаров, которыми они торгуют. Насколько они безопасны? Отдельная тема - железнодорожные вокзалы. Если в Астане и Алматы они в определенной степени соответствуют современным требованиям, то во многих других городах страны их состояние и инфраструктура очень далеки от желаемого. Жители и гости Тараза сетуют на то, что вокзал неуютный. Зимой в нем холодно. К тому же скамейки для транзитных пассажиров, установленнные в зале ожидания, металлические. Такие обычно предназначаются для граждан, находящихся в местах с особым режимом пребывания. Недовольны люди и работой персонала. «Недавно я встречала родственников. Поезд опаздывал. Все это время ожидающие то и дело обращались в справочную вокзала, но вразумительного ответа так и не смогли получить», - говорит жительница Тараза Анара Айтекова. С прошлого года в помещении вокзала в целях обеспечения безопасности установлено обрудование по сканированию багажа. Мера, конечно, необходимая. Но ведь многие пассажиры и провожающие их лица проходят на перрон, минуя этот контроль, поскольку проходы справа и слева от здания вокзала открыты для всех круглые сутки. О какой безопасности можно говорить при таком положении дел? Тема пассажирских перевозок была и остается актуальной, ведь услугами железнодорожного транспорта ежедневно пользуются тысячи людей. Октябрьское 2018 года Послание Главы государства Нурсултана Назарбаева о повышении уровня и качества жизни казахстанцев напрямую касается и акционерного общества «Пассажирские перевозки», руководству которого пора уже переломить ситуацию в сторону улучшения. Или же наши поезда, как говорят в народе, так и останутся «самыми поездатыми в мире»?Кукен ОРШАБЕКОВ, Виктор БАРБАШ (фото)
[gallery ids="30779,30780"]