Новости

Национальный колорит

Национальный колорит

Как хобби может превратиться в бизнес

Жительница села Жасоркен Жамбылского района Сарсенкуль Абдикеримова долго искала призвание. По образованию она бухгалтер. Некоторое время работала по специальности в детском саду, а потом решила заняться торговлей: на базаре продавала женские халаты. Но и эта работа удовлетворения не приносила. А потом Сарсенкуль увлеклась рукоделием, и почти сразу хобби стало приносить доход, а вскоре и вовсе превратилось в бизнес.  Руки Сарсенкуль Абдикеримовой не знают устали, она может сшить все что угодно: камзолы, чапаны, тюбетейки, саукеле, көрпе, декоративные подушечки, может мастерица и одеяла изготовить. Специально она не училась, но признается, что способность к шитью ей передалась от мамы. - Многое знаю с детства. Помню, как мама шила көрпе, вырезала орнаменты, укладывала вату. Көрпе заменяли нам стулья и кровати. Вот и я 20 лет назад взялась за это дело. Как оказалось, у меня полно идей. Сшитые мною изделия долго в доме не залеживались - я их дарила родным, друзьям, соседям. Постепенно мне доверились и местные девушки, которые заказывали көрпе для приданого. Первое время на изготовление изделий уходило очень много времени. Ночами не спала, чтобы не подводить клиентов. Со временем полюбившееся мне дело стало бизнесом, - рассказала Сарсенкуль Абдикеримова. Заказов было настолько много, что женщина одна уже не справлялась. Вскоре нашла себе помощницу Лиру Жумакулову. Женщины расширили производство и обеспечили еще несколько мастериц работой. Л. Жумакулова открыла ИП и назвала его «Қыз жасау». Сегодня здесь трудятся четыре человека, но весной и летом работают минимум 15 человек. Это связано с тем, что начинается сезон свадеб и невесты заказывают постельные принадлежности на приданое. Стоимость комплекта зависит от ткани и от сложности работы - от 100 тысяч до 300 тысяч тенге. Изделия в национальном стиле с удовольствием покупали не только в области, но и в других регионах страны. Работы Сарсенкуль и Лиры не раз демонстрировались жамбылцам на выставках. Мастерицы - неоднократные призеры творческих конкурсов. Как отмечает Сарсенкуль-апа, в последнее время все чаще вспоминают о символах родной культуры. Казахские көрпе становятся все популярнее. Рукодельницы накопили деньги на лазерный станок для резки орнаментов и вышивальную машину. Это позволило значительно повысить производительность. С. Абдикеримова показала мне, как создаются современные көрпе. В мастерской «Қыз жасау» я увидела процесс изготовления ою (с орнаментом) и құрақ (из лоскутов) көрпе. Особенно меня впечатлило, как женщины нашивали узоры: сначала на бумаге делали макет, потом переводили на ткань, наживляли, пристрачивали и тесьмой обшивали. Пряжу тоже сами красили. В целом на пошив, к примеру, четырех көрпе с наполнителем из ваты уходит один день. - Я до сих пор использую знакомые с детства орнаменты, которые видела на маминых көрпе и коврах, висевших на стенах. Я считаю, что такой дизайн символизирует очаг, семью, целостность, - добавила она. Отвечая на вопросы, Сарсенкуль-апа отметила, что ткани, нитки, тесьму для шитья в нашем регионе не найдешь, поэтому она приобретает их в Китае и Кыргызстане заблаговременно, ведь все должно быть под рукой, когда поступают заказы. - Я всегда покупаю много разных тканей, чтобы было что показать и предложить клиентам. Естественно, в первую очередь обращаю внимание на качество, чтобы ткань не линяла, была прочной, а изделие после стирки не теряло свой вид. Но такую ткань у нас не сыщешь, - говорит мастерица. Сарсенкуль Абдикеримовой в этом году исполняется 62 года. Но отдыхать ей некогда - ждут швейные дела. - Здоровье уже подводит, - сетует мастерица, - но когда я шью, забываю о болезнях, становится легко и спокойно. Благодаря этому хобби изменилась вся моя жизнь, потому что мои планы и мечты воплощаются. Я получаю удовольствие от своего творчества, а оно приносит радость другим. Желающим открыть свое дело я смело советую подумать именно над этим видом деятельности, потому что в каждом казахском доме всегда была и будет стопка көрпе, - сказала в завершение нашей беседы С. Абдикеримова.

Лола НУРМАТОВА