Меню
18 января, 2019 / Знамя труда / Новости

Можно обойтись без наличных

Можно обойтись без наличных

Можно обойтись без наличных Можно обойтись без наличных
Фото из открытого источника

Банки оказывают услуги дистанционно

Рынок платежных услуг активно развивается благодаря инновационным цифровым решениям, которые дают возможность производить электронные платежи. На 1 декабря 2018 года в Казахстане находилось в обращении 22,7 миллиона платежных карточек, из них по Жамбылской области - 699,5 тысячи.  Всего насчитывается 18,7 миллиона держателей карточек, в том числе 619,4 тысячи по Жамбылской области. По данным за ноябрь 2018 года в сравнении с аналогичным периодом 2017 года количество и сумма безналичных платежей выросли соответственно в 2,1 и 2 раза. Количество операций по снятию наличных денег выросло на 31,9 процента (27 миллионов транзакций), объем - на 24,4 процента (1232,3 миллиарда тенге). Основная доля безналичных платежей совершена посредством POS-терминалов и через Интернет. Операции по выдаче наличных денег в основном совершались посредством банкоматов. Сегодня практически все необходимые операции (управление банковским счетом, открытие депозита, получение платежной карточки) могут осуществляться дистанционно с использованием планшетов и смартфонов. Теперь вместо привычного кошелька или платежной карточки можно расплатиться даже через мобильный телефон. Такие изменения повлияли и на систему банковского обслуживания клиентов в Казахстане. За последние годы отечественные банки достигли большого прогресса в развитии дистанционных финансовых сервисов, перейдя на цифровой формат взаимоотношений с клиентами. В системах интернет-банкинга и мобильного банкинга зарегистрировано около девяти миллионов пользователей, поскольку все больше людей осознают удобство дистанционного обслуживания и отмечают скорость проведения банковских операций, не выходя из дома. Посредством интернет- и мобильного банкинга с использованием платежных карточек в 2017 году совершено 91,8 миллиона операций на сумму 1192,7 миллиарда тенге, рост по сравнению с 2016 годом составил 53 миллиона транзакций на сумму 792,6 миллиарда тенге. В основном это переводы денег между банковскими счетами, оплата услуг мобильной связи. Мобильный телефон может использоваться как инструмент доступа к деньгам, находящимся на банковском счете или в электронном кошельке. В последнее время все чаще казахстанцы оплачивают покупки с помощью QR-кодов. В них содержится информация о банковских реквизитах получателя-торговой организации. Эта операция не требует установки POS-терминалов и способствует снижению расходов как со стороны банков, так и предпринимателей. Национальный Банк успешно протестировал использование технологии «блокчейн» (постоянная дополняемая база данных) в финансовом секторе. В 2018 году с использованием данной технологии было разработано мобильное приложение «InvestOnline», которое позволило гражданам Казахстана инвестировать деньги в краткосрочные ноты Национального Банка, минуя посредников в лице брокеров и дилеров. Технология «блокчейн» используется для учета информации о проведенных операциях с ценными бумагами. Национальный Банк впервые осуществил выпуск электронных денег, которые применяются для расчетов по операциям с ценными бумагами. При этом стоит отметить, что обратной стороной инновационных технологий в финансовой сфере является повышение рисков киберуг-роз (хакерство, вредоносные приложения, взлом, несанкционированный доступ к персональным данным и банковским счетам клиентов). В этой связи требуется уделять особое внимание вопросам обеспечения кибербезопасности, что является достаточно затратным делом. Между тем одним из факторов, препятствующих дальнейшему развитию дистанционных банковских услуг в Казахстане, является все еще недостаточный уровень финансовой и цифровой грамотности населения, недоверие к виртуальным платежам, а также желание лично присутствовать в банке и расплатиться наличными деньгам. В роли действенного инструмента, способствующего дальнейшему вовлечению всех слоев населения, в том числе пожилых людей, в рынок электронных платежей, может быть масштабная пропаганда банками и другими участниками преимуществ электронных платежей и дистанционных банковских услуг.

Талант ТАСКАРАЕВ, главный специалист - экономист отдела экономического анализа и статистики Жамбылского филиала Национального Банка РК

Самые читаемые статьи недели: