Подробности

Дело техники

Дело техники

Открытие центров техосмотра тормозит одна буква в постановлении Правительства

В течение четырех последних месяцев в конкурентной среде появился новый вид услуг: открылись первые частные центры по техосмотру транспортных средств. Мы побывали в них, чтобы испытать на себе, как теперь проводится автоэкспертиза, и заодно выяснить, что мешает новой системе гармонично развиваться. Иллюзий больше нет По словам одного из дорожных полицейских (он остановил нашу машину для проверки документов), транспортные средства, которые не прошли техосмотр, отправляются прямым ходом на стоянку, а автовладельцам выписываются штрафы. Он же утверждал, что процентов тридцать водителей катаются сейчас без необходимых документов. Сказывается неорганизованная передача службы техосмотра в конкурентную среду: есть такие автовладельцы, которые по полгода ездят без свидетельства о техосмотре. До недавних пор даже если и была негласная установка дорожной полиции водителей не тревожить, то сейчас это ограничение снято. В зону пристального внимания попадают легковые автомобили старше семи лет, которые должны были пройти регулярный технический осмотр в период до 1 мая. Апрельским постановлением Правительства они фактически лишены иммунитета от административного наказания. В Таразе облавы на недобросовестных автовладельцев устраиваются в «глухих» переулках, по которым предпочитают ездить водители без документов. В общем, гром грянул, пора уже креститься. Не знаю как вы, а группа журналистов отправилась на своих автомобилях к таразским автоэкспертам.   Лучше пережить, чем избежать Миф о том, что во всех центрах техосмотра (ЦТО) выстраиваются огромные очереди, развеялся сразу. В ЦТО ИП «Абдрахманов Ш.Б.» на улице Сыпатай батыра, 3 ждать своей очереди пришлось минут пятнадцать, еще столько же ушло на то, чтобы пройти техосмотр. Команда работает четко, зря к клиентам не придирается. Пока функционирует только одна линия, но в ближайшее время здесь планируют открыть вторую,  ведь спрос на услугу будет расти. Наши волнения по поводу правильности регулировки фар и нарушения предельно допустимых норм выхлопов продуктов сгорания оказались напрасными. А вот перегоревшую лампочку на заднем осветительном приборе (стоп-сигнал) пришлось менять, на это ушло еще минут тридцать. Надо было внимательней осматривать машину перед выездом, тогда менять лампу в полевых условиях не пришлось бы. Вывод: машину к тех-осмотру нужно готовить тщательно, а не надеяться на авось.   Левые движения Многие водители признаются: «Лучше пройти техосмотр: во всяком случае, будешь знать, что в машине пора уже ремонтировать». И уж точно это лучше, чем покупать фальшивые свидетельства о прохождении технического осмотра, которые не попадают в общую базу данных. Их все еще предлагают «помогайки». На черном рынке левые документы продаются по 4100 тенге (нам предложил молодой человек на СТО близ автовокзала в цехе, где делают регулировку фар по стенду). Директора ЦТО бьют тревогу: государство должно защитить их от подделок свидетельств, ведь каждым из них в бизнес вложены более ста тысяч долларов США. Как это сделать, пока никто не говорит. Напомним, что еще совсем недавно государство само себя не могло защитить от массовых подделок этих документов. Вряд ли что-то изменится, если система не станет гибче. Например, обнаружили эксперты неисправность во время техосмотра, рядом на СТО специалисты отремонтировали автомобиль с гарантией качества. Кстати, на вопрос, как заполучить свидетельство о техосмотре, «помогайки» близ одного из центров техобслуживания научили: «Проходите техосмотр официально, а если что-то будет неисправно, накиньте экспертам 500-1000 тенге сверху и получите свой документ». Сразу скажу: совет плохой. Лучше деньги все-таки пустить на ремонт машины, во всяком случае, это вложение в собственную безопасность.   Цена вопроса Из четырех автомобилей, проверенных в нашем присутствии в центрах «Абдрахманов Ш. Б.» и «Тараз техосмотр», владельцы двух справились с неисправностями самостоятельно на месте, поменяв лампы на фарах. Двое водителей поехали на СТО менять масло в моторах и чистить инжекторы. В общем, недовольства водителей по этому поводу заметно не было: после профилактических процедур машины будут работать только надежней. - Превышение предельно допустимых норм выбросов продуктов сгорания бензина или дизтоплива отмечается примерно у тридцати процентов проверенных транспортных средств, - говорит автоэксперт ЦТО «Тараз тех-осмотр» Жасулан Жаналиев. - По установленному порядку на устранение выявленных неисправностей отводится декада. На всякий случай техосмотр лучше проходить заранее, дней за десять до окончания срока действия старого свидетельства. За повторную проверку того или иного механизма нужно платить дополнительно согласно тарифам. Например, приехал на повторную проверку внешних световых приборов, заплати 440 тенге. В случае обращения после истечения времени, отведенного на устранение неисправностей, работу экспертов придется снова оплачивать полностью. Стоимость услуг по проведению обязательного техосмотра складывается примерно следующим образом:

Внимание: этот тариф - не единый для всех ЦТО. Например, в «Тараз техосмотр» диагностика легковых машин на 200 тенге дешевле. Руководство и радо бы поднять тариф до пяти тысяч тенге, да конкуренты уже наступают на пятки. Но очередь в «Тараз техосмотр» побольше, чем в других точках. Дорога в этот центр многим в городе знакома, в дни наплыва клиентов здесь можно «загорать» не один час. Другие ЦТО еще только «раскручиваются». - В Таразе несколько точек техосмотра, - рассказывает в интервью газете директор ЦТО «Тараз техосмотр» Амантай Досмаханбетулы. - ЦТО ИП «Абдрахманов Ш.Б.», два на улице Ниеткалиева (в том числе и наш), на автовокзале, в районе Зеленого базара, скоро должен открыться в таксопарке. Но очереди будут, даже если открыть десять пунктов, потому что сейчас свидетельства, как раньше, не выписывают пачками, даже не заглядывая в машины. Автомобиль обязательно загоняется в бокс, где он фотографируется. Снимок заносится в базу данных. Потом идет, собственно, технический осмотр. Вся информация с электронных приборов прямиком поступает сразу в компьютер и заносится в диагностическую карту транспортного средства. В день у нас в стационаре техосмотр проходят от 30 до 45 автомобилей. Скоро планируем запустить еще две линии. На проверку каждой машины уходит от 15 до 30 минут.   Вредная буква Амантай Досмаханбетулы считает, что акиматы должны подключиться к решению проблемы дефицита точек для прохождения техосмотра. Тормозит дело, на его взгляд, постановление Правительства, которое обязывает одного предпринимателя покупать две линии оборудования сразу – стационарную и мобильную. - Причем вторую в городе не разрешают использовать, нужно отправлять ее в район, - говорит он. - Наш мобильный ЦТО работает в Кордайском районе. В Жамбылской области сейчас есть несколько бизнесменов, которые смогли закупить комплекты дорогостоящей аппаратуры только для одной линии. Из-за этого их не включают в реестр ЦТО - обязывают закупать еще дорогостоящие мобильные линии. А страдают автовладельцы. Эксперты новых центров техобслуживания могли бы разгрузить коллег. Мобильные ЦТО совершенно нерентабельны, мы в этом убедились (прибавляются транспортные расходы, нужно искать, к какой линии электропередачи подключиться, суточные выплачивать сотрудникам и обеспечивать их жильем). Это все равно, что обязать предпринимателя, построившего ресторан, купить еще кафе на колесиках, чтобы в селах людей кормить. Если отменить норму, обязывающую покупать мобильную линию техобслуживания, то в районах бизнесмены смогут позволить себе спокойно открывать только стационарные ЦТО. Для решения проблемы нужно всего лишь в спорном месте текста постановления вместо буквы «и» (мобильный и стационарный) поставить либо запятую, либо слово «или». Кстати, председатель Комитета транспортного контроля Бахыт Абишев тоже считает, что покупка сразу двух линий - стационарной и мобильной - надуманная норма.

Елена ЕФИМОВА, фото автора