Дороги приведут в порядок
Благосостояние любого региона достигается не только за счет роста производительности труда в сельском хозяйстве и промышленности. Не последнюю роль играют в этом и такие факторы, как состояние дорог. В текущем году в регионе на ремонт и содержание автодорог местного значения и улиц населенных пунктов выделено 14,8 миллиарда тенге, что на 2,7 миллиарда тенге больше, чем в прошлом году. На эти средства запланированы строительство 16,2 километра магистралей, реконструкция 6,2 километра, капитальный ремонт 30 километров и средний ремонт 470 километров автодорог местного значения и проезжей части улиц населенных пунктов. В прошлом году построено более 18 километров гравийных дорог в массиве Арай в Таразе, капитально отремонтировано 26,4 километра автодороги областного значения Акколь - Ушарал - Тогызкент и проведен средний ремонт 499,4 километра дорог местного значения и улиц населенных пунктов. Кроме того, завершено строительство моста и реконструированы два путепровода. На эти цели из районного, областного и республиканского бюджетов было выделено 12,1 миллиарда тенге. Семь из названных проектов реализованы в рамках Государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол». В результате доля автомобильных дорог местного значения, находящихся в хорошем и удовлетворительном состоянии, доведена до 80,1 процента, что выше планового значения (78,5 процента). На улучшение состояния автомобильных дорог местного значения и улиц населенных пунктов в текущем году выделено 14,8 миллиарда тенге: восемь миллиардов тенге - из республиканского бюджета, 6,8 миллиарда тенге - из местного. Будет начата реализация трех крупных проектов, переходящих на 2020 год. Это строительство автомобильной дороги «Южный обход города Тараза к границе Кыргызстана», реконструкция отрезка (3,4 - 14,4 километра) автомобильной дороги областного значения Тараз - Сарыкемер - Туймекент - Акшолак и реконструкция отрезка (1,7 - 7 километров) автомобильной дороги областного значения Тараз - Жетибай - Тегистик - Ойык. На сегодняшний день более 70 тысяч жителей Тараза проживают за железной дорогой. Транспортное сообщение между двумя частями города осуществляется через единственный путепровод, находящийся по улице Абая. В последние годы из-за увеличения числа автомобилей в два-три раза путепровод не справляется с потоком транспортных средств, что приводит к многочисленным заторам на дороге и дорожно-транспортным происшествиям. Для решения данной проблемы в 2017 - 2018 годах за счет средств республиканского и местного бюджетов проведена реконструкция недостроенного путепровода через железную дорогу, находящегося по улице Айша-биби. Продолжением этого проекта стала разработка проектно-сметной документации на строительство автомобильной дороги «Южный обход к границе Кыргызстана протяженностью 16,1 километра», на которую получено положительное заключение государственной экспертизы. Общая сумма проекта составляет 4,01 миллиарда тенге, 880 миллионов тенге из них выделено на текущий год. Объект переходит на 2020 год. На сегодняшний день проводятся процедуры государственных закупок. По словам руководителя отдела автомобильных дорог управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата области Мурата Саурыкова, строительство этой автодороги будет способствовать улучшению транспортного сообщения с жилым массивом «за линией». Кроме того, транзитный поток большегрузных транспортных средств будет направлен в объезд города к таможенному посту «Айша-биби». Все это благоприятно скажется на благосостоянии населения, развитии транспортной логистики и региона в целом. Но и это не все. В рамках программы «Ауыл - Ел бесігі» из республиканского бюджета выделено 760,9 миллиона тенге на реализацию 53 проектов по среднему и текущему ремонту улиц перспективных населенных пунктов. В итоге планируется довести долю автодорог местного значения, находящихся в хорошем и удовлетворительном состоянии, до 85 процентов. Сегодня не менее важным проектом для региона становится реконструкция автодороги республиканского значения Мерке - Шу - Бурылбайтал общей протяженностью 266 километров. Проект рассчитан на четыре года и разделен на четыре участка: Мерке - Шу, обход города Шу, Шу - Хантау и Хантау - Бурылбайтал. На сегодняшний день начаты работы на участке Мерке - Шу. Заключение государственной экспертизы на проектно-сметную документацию на остальные три участка планируется получить в мае текущего года. Дорога будет проходить через три района: Меркенский, Шуский и Мойынкумский. Между тем ремонт дорог слабо ведется в Таласском районе, где доля автомобильных дорог районного значения, находящихся в хорошем и удовлетворительном состоянии, составляет всего 61 процент, и в Кордайском - 75,1 процента. Лидирует по количеству хороших дорог Мойынкумский район. Однако следует учесть, что там общая протяженность дорог районного значения составляет всего 42,40 километра. В отделе ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Таласского района низкий показатель качества дорог объясняют недостатком финансирования и сокращением километража районных дорог в результате проведенной инвентаризации. Напомним, в прошлом году в целях систематизации работ в автодорожной отрасли управлением пассажирского транспорта и автомобильных дорог совместно с акиматами районов проведена инвентаризация дорог местного значения. Таким образом, общая протяженность дорог в Таласском районе сократилась с 256 километров до 193,49 километра. В итоге была разработана и утверждена дорожная карта на 2019 - 2021 годы, в рамках которой дорожно-ремонтные работы будут выполняться по очередности. По словам заместителя руководителя райотдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автодорог Берика Кемелулы, за четыре года отремонтировано всего два участка дорог. В текущем году будут отремонтированы два участка автодорог районного значения протяженностью 44 километра. Это подъезд к селу Каскабулак и автотрасса Акколь - Талапты. Стоит отметить, что проектносметная документация на реконструкцию дорожного полотна трассы Акколь - Талапты была подготовлена еще в 2016 году, а денежные средства выделены лишь в текущем. - Мы поэтапно улучшаем качество дорог. Если в 2016 году доля дорог, находящихся в удовлетворительном состоянии, составляла всего 49 процентов, то на сегодняшний день мы имеем уже 61 процент. С вводом в эксплуатацию еще двух объектов мы достигнем 76-процентного показателя, а к 2020 году - 83-процентного, - говорит Б. Кемелулы.Лола НУРМАТОВА