Меню

Рана всё ещё кровоточит

Рана всё ещё кровоточит

Рана всё ещё кровоточит Рана всё ещё кровоточит
Фото из открытого источника

Пережив трагедию, мы продолжаем путь

Казахская нация тысячу раз умирала и тысячу раз оживала, как воскресала из пепла птица Феникс. Катастрофическими для казахов оказались годы джунгарского нашествия и голодомора 1931 - 1932 годов. История гласит, что во время организованного голода мы потеряли половину населения.  С обретением независимости стали открываться новые кровавые страницы истории казахской нации. Как говорится, истина всегда найдет свое место в истории. Но тем не менее память о безвинно убиенных в разные годы людях до сих пор саднит кровоточащей раной в сердце каждого из нас. Возьмите навскидку любой казахский аул, и увидите трагическую судьбу моего народа. Не обошла стороной эта беда и аул Куркунгей (сейчас село Жанатурмыс района Т. Рыскулова). Жители Тараза каждый год проводят митинг у памятника жертвам политических репрессий, что на улице Сулейменова, возлагают цветы. Когда работал в областном управлении архитектуры, я тоже несколько раз принимал участие в таких мероприятиях. И каждый раз, глядя на памятник женщине с ребенком на руках, вспоминал рассказ бабушки Уайды. Такие печальные рассказы, которые полны трагических событий, я слышал в 2007 году и от ученого, педагога, известного детского поэта Адибая Табылдиева. Автор более 40 книг, Адибай-агай родился в ауле Жанатурмыс. Однажды наша с ним беседа коснулась сыновей и дочерей старца Жарбола, который доводился нам всем предком. Они в свое время стали жертвами голода. Адибай-агай вспомнил, что сыновья и невестки Жарбола жили и трудились в местечке Куркунгей. Это были середняки, которые занимались скотоводством, содержали крупный и мелкий рогатый скот. Во время коллективизации «активисты» конфисковали имущество и скот наших дедов Сатыпалды, Таубалды, Айдеке, Абдуали, Табылды и Айдаралы, а их самих отправили в ссылку. Так, потомки Жарбола, которые выращивали в Куркунгее кукурузу, промышляли охотой, занимались животноводством, честным трудом обеспечивавшие свои семьи всем необходимым, в мгновение ока оказались в списках баев-кулаков. И были безвинно наказаны. Голод, донос «активистов» больно ударили по детям старца Жарбола. Вернувшиеся из ссылки шестеро его сыновей и снохи Ултуар и Анимай от истощения умерли в 1931 - 1934 годах. Голос Адибая-агая дрожал от неизбывной тоски, отчего сердцу становилось тесно в груди, и на глаза непроизвольно наворачивались слезы. Обессиленные от голода люди не могли даже похоронить умерших родных и близких. Зимой трупы закидывали снегом, а когда теплело, их просто заваливали стенами покосившихся домов. Голод выкашивал целые семьи. Бабушка Уайда по природе была живым, трудолюбивым и находчивым человеком. Наверное, благодаря этим качествам она сумела уберечь от голодной смерти четверых своих детей... В те жестокие годы она переселилась в местечко Кунгей, что неподалеку от Куркунгея. Жила с детьми в землянке, прорыла от родника небольшой арык на поле, где выращивала кукурузу. Ей на подмогу пришли еще несовершеннолетние сыновья Тансыкбай и Сансызбай, которые наловчились ловить птиц и мелкую дичь. Бабушка часто со слезами рассказывала одну историю из той ужасной поры. Мы представляли хамство и самодурство «активистов», и кулаки сжимались сами собой. В один из дней они приехали в Кунгей, повалили на землю 10 - 13-летних сыновей бабушки и силой сняли с них сшитые из лоскутков овечьих шкур душегрейки. Однако их издевательства и глумление на этом не закончились. Через некоторое время они вернулись и острыми железными кольями стали ковыряться вокруг дома и даже в каменной печи. Нашли-таки несколько пригоршней колосков и забрали. После этого бабушка стала прятать силки, капканы, зерна кукурузы и пшеницы подальше от землянки, среди камней. Еду для детей готовила с опаской, все время озираясь по сторонам, чтобы эти безжалостные «активисты» ненароком не застали ее за стряпней. Когда она рассказывала нам об этих ужасах, из ее глаз ручьями бежали слезы, а сама она будто переселялась в другой мир. За материнское мужество и тяготы, которые выпали на ее горькую долю, Бог наградил бабушку внуками и долголетием. Она умерла в 1966 году. Адибай-агай вот как вспоминал притеснения, которые чинили сподручники власти его матери Дардене. Маленький Адибай взбирался на пригорок неподалеку от дома, махал кулаками и во весь голос орал вслед «активистам»: «Эй, подлецы! Когда я вырасту, у меня хватит сил вас наказать! Я еще покажу вам!» Вспоминая ту боль и беспомощность, Адибай-агай судорожно сглатывал слюну, а его глаза наполнялись слезами. Тогдашний маленький сирота Адибай Табылдиев сегодня могучий тополь, глубоко пустивший корни. Аксакал, которому сейчас идет девяносто пятый год, - опора большой семьи, глава рода. Он один из ученых, заложивших основы Энциклопедии Республики Казахстан. Умершие от голода и гонений жены сыновей аксакала Жарбола Ултуар, Уайда, Дардене, а также внуки и их жены Айдархан, Аманбек, Тансыкбай, Сансызбай, Жаксыбай, Саракуль, Катшакуль и Кульзада похоронены на семейном погосте в Каратобе. Благодарение Создателю, после них остались потомки, которые достойно работают в разных уголках нашей необъятной страны. Некоторые уже успели выйти на пенсию. Потомки старца Жарбола - автор этих строк, Жетписбай, Ондасын, Орынжан, Болатбек, Болысбек, Думан, Саулебай, Айдос, Ербол, Ержан, Ердос, Нуржан, Рысбек и Бауыржан принесли землю с места захоронения предков с зимовья и в 2016 году установили рядом с погостом на Каратобе гранитный памятник, на котором высекли имена всех наших дедов, отцов, матерей. Затем 31 мая в ауле Жанатурмыс устроили поминальный обед в память об умерших, прочитали священный Куран. Уважение к памяти предков является хорошей чертой нашей нации. Начиная с 2016 года ежегодно 31 мая учащиеся местной средней школы имени Каныша Сатпаева возлагают цветы к памятнику, здесь им рассказывают о трагических страницах истории нашего народа. И каждый раз звучит призыв не допустить больше такого несчастья.

Кунтубай ТАНСЫКБАЕВ, почетный строитель, архитектор

Самые читаемые статьи недели: