Необходимо повысить качество отечественного образования
Традиционная августовская конференция, которая в этом году носила название «Keleshekke kemel bilimmen», собрала в центральном концертном зале «Баласагун» несколько сотен педагогов региона. Учителя и воспитатели обсудили значимые достижения сферы образования области, новые подходы в воспитании подрастающего поколения, а также пути повышения качества образовательных услуг. До начала конференции участникам представили выставку организаций образования. Своим опытом и введенными в рабочий процесс новшествами с коллегами делились областной филиал АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу», Назарбаев Интеллектуальная школа физико-математического направления города Тараза, Таразский государственный педагогический университет, школа-интернат «Дарын», городской центр технического творчества и другие. Каждый презентовал собственные нестандартные методики и наработки в вопросе внедрения трехъязычия в учебный процесс, в SMART-образовании и внеклассном обучении. Педагогам действительно было что показать. - Мы учим детей мыслить креативно, раздвигать рамки сознания и придумывать что-то принципиально новое. К примеру, десятиклассник Медет Омаров под моим руководством разработал проект современной автоматизированной парковки, которая работает по принципу ячеек. Водителю достаточно заехать на платформу и оставить автомобиль там. Система сама разместит машину в свободной ячейке, а водителю придет SMS-сообщение с ее номером. Таким образом, мы исключаем риск столкновений машин на парковках крупных торговых центров и других зданий, - рассказывает учитель информатики школы-интерната «Дарын» Максат Сарбаев. - Проект занял первое место на областном уровне олимпиады по робототехнике. Думаем, что бизнесменов эта идея заинтересует. Конференцию открыла руководитель управления образования акимата области Рахия Турмаханбетова. Она остановилась на основных показателях работы за прошедший год и планах на перспективу. В частности, руководитель образовательного ведомства отметила, что количество организаций дошкольного образования в регионе достигло 545. Доля частных детских садов составляет 31,4 процента. - К концу года охват дошкольным обучением детей в возрасте от трех до шести лет достигнет 100 процентов, - заверила Р. Турмаханбетова. Она также напомнила о том, что система постановки детей в очередь в детский сад в регионе автоматизирована. Это было сделано для того, чтобы исключить коррупционную составляющую этой процедуры и упростить подачу заявления для родителей. - В этом году учащиеся четвертых, девятых и десятых классов переходят на программу обновленного содержания образования. Специальные курсы по ней окончили 82 процента работающих в регионе учителей, - отметила спикер. Р. Турмаханбетова подчеркнула, что фактором успешного развития сферы образования является укрепление материально-технической базы. Показатель обеспеченности учреждений образования области кабинетами новой модификации составляет 51,3 процента, а оснащенность рабочих мест учителей компьютерами - 91,4 процента. 174 школы области, или 39 процентов, оснащены кабинетами робототехники. До конца года откроются еще 48 таких кабинетов. В области работают 46 учреждений технического и профессионального образования. По словам руководителя управления образования, в новом учебном году выделен государственный заказ на 3082 места по 47 специальностям. При этом 56,7 процента из выделенного госзаказа в этом году предусмотрено на рабочие специальности. - Дорогие педагоги, роль нашей профессии в обществе неоценимо высока. Мы должны соответствовать этому высокому статусу и постоянно совершенствоваться в работе. В этом наша основная задача, - заключила Рахия Турмаханбетова. Своим взглядом на современное образование с участниками конференции поделился президент Международного общественного фонда «Білім-Инновация» Дархан Оте. - Многие из нас задаются вопросом: почему нынешняя молодежь именно такая? Мы, педагоги, должны разобраться в том, насколько хорошо мы знаем наших учеников. Чтобы лучше их понять, необходимо иметь представление о «теории поколений», разработанной американцами Уильямом Штраусом и Нилом Хоувом. По их словам, каждые 20 - 25 лет рождается новое поколение людей, имеющих черты характера, привычки и особенности, которые выделяют их на фоне всех остальных и затем повторяются у будущих поколений. Согласно этой теории наша молодежь - это поколения Y и Z. Они, к примеру, много времени проводят в Интернете, откуда черпают всю необходимую информацию. А вообще у представителей каждого поколения свои взгляды на жизнь, своя психология. Принимая это во внимание, педагогам будет проще найти подход к ученикам, - сказал он. Свое выступление Д. Оте завершил показом ролика о том, как отношение педагогов к работе влияет на работоспособность учеников. Главный посыл видео был в том, что учитель должен с большим уважением и участием относиться к каждому школьнику, тогда ребенок ответит взаимностью. Правильно выстроенный диалог способствует повышению заинтересованности ученика в учебном процессе. Генеральный директор центра образования «EDTECH-KZ» Гани Бейсембаев также считает, что необходимы новые подходы в обучении с учетом особенностей современного поколения и новых тенденций в образовательном мире. - Педагоги обязаны заинтересовать ребенка. Школьникам процесс обучения ни в коем случае не должен быть в тягость. Нельзя в этом вопросе снимать ответственность и с родителей. Создавать видимость «правильного» процесса обучения, где все идет по плану, нельзя. В современном мире учитель должен увлечь за собой каждого, учитывая его способности и личные интересы. Взрослым необходимо работать в команде, только тогда мы можем надеяться на результат. Все должны видеть перед собой конечную цель - дать качественное образование ребенку и подготовить его к вызовам современности. Затрагивая вопрос необходимости повышения статуса педагога в нашей стране, Г. Бейсембаев привел в пример историю Александра Македонского. - Выдающийся полководец Александр Македонский говорил, что своему отцу Филиппу II он обязан тем, что живет, а учителю Аристотелю - тем, что живет достойно. Это пример глубокого уважения ученика к своему учителю. Так должно быть и у нас, - сказал он. Представитель Министерства образования и науки РК президент АО «Финансовый центр» Аскар Ибраимов напомнил об основных задачах, поставленных Главой государства Касым-Жомартом Токаевым на августовской конференции в Нур-Султане. - Необходимо продолжить работу по обеспечению равного доступа к образованию. Министерство обеспокоено ситуацией, когда из детских садов стали массово выпускать шестилеток. Норма принимать детей в первый класс с шести лет принята, но право выбора все же за родителями. Индивидуальные особенности развития детей всегда будут на первом плане в этом вопросе. Но мы должны в течение учебного года вести целенаправленную работу по освещению достижений детей, которые пошли в школу в раннем возрасте, - сказал он. - Необходимо отметить, что одаренные дети успешно представляют нашу страну на международных интеллектуальных соревнованиях. За последние три года казахстанскими школьниками завоеваны 344 золотые, 540 серебряных и 848 бронзовых медалей. Достойно представлена и Жамбылская область. Эти школьники должны стать примером для остальных ребят. Вузы должны стремиться к тому, чтобы эти интеллектуалы становились их студентами. Рассказал А. Ибраимов и о том, что казахстанские школы получили право переходить на пятидневную рабочую неделю. - Обсудив этот вопрос на педсовете, школа сама может принять решение перейти на пятидневку. Два выходных учителя могут посвятить себе и своей семье. При этом раз в месяц руководство школы может назначить собрание в субботний день, - подчеркнул он. По его словам, для повышения социального статуса педагога предусмотрены повышение заработных плат, доплата за педагогическое мастерство, доплата за классное руководство, сокращение нагрузки, увеличение периода отпуска до 56 дней и прочее. Аким области Аскар Мырзахметов в своем выступлении отметил, что за последние три года финансирование сферы образования в регионе выросло на 30 процентов и в этом году составляет 130 миллиардов тенге, а это треть бюджета региона. - В текущем году ведется строительство 15 объектов образования. В начале учебного года в эксплуатацию будут сданы пять новых школ. Эти меры позволят нам полностью решить проблему трехсменных и аварийных школ в регионе. Однако дефицит ученических мест все же существует. Причиной этому является демографический прирост населения и внутренняя миграция жителей. Только за последние три года количество школьников выросло с 207 тысяч до 222 тысяч, - отметил Аскар Мырзахметов По его словам, наиболее сильно этот дефицит ощущается в Кордайском, Жамбылском и Байзакском районах. - На сегодняшний день в области функционируют 11 школ, которые в скором времени могут пополнить категорию аварийных. 214 школ региона были построены до 1980 года. Мы продолжим строительство школ за счет бюджетных средств. В ближайшие два года в Таразе планируется строительство семи новых школ на 3000 мест, - проинформировал глава региона. В то же время Аскар Мырзахметов выразил беспокойство тем, как используются выделенные из бюджета средства. - На мой личный блог часто поступают жалобы о поборах в школах. Вместо того чтобы давать учащимся знания, многие педагоги решают свои личные проблемы. Тогда о каком качестве образовательного процесса может идти речь? - возмутился аким области. Он отметил, что с целью исключения коррупционной составляющей до конца года 76 процентов государственных услуг в сфере образования будут автоматизированы. - От качества знаний в стране зависит качество жизни каждого казахстанца, поэтому на педагогах сегодня лежит огромная ответственность, - подчеркнул в завершение Аскар Мырзахметов. Конференция продолжилась церемонией награждения отличившихся педагогов. Нагрудный знак «Ыбырай Алтынсарин» получили учитель казахского языка и литературы школы-гимназии в селе Сарыкемер Жуалынского района Раушан Абуева, учитель казахского языка и литературы школы № 19 имени Д. Конаева в Жуалынском районе Гаухар Тажкенова, учитель математики школы-гимназии имени Д. Конаева в Кордайском районе Илия Нургалыкова, учитель физики школы-гимназии имени Жамбыла в Мойынкумском районе Леззат Шормантаева, учитель истории средней школы имени М. Ауэзова в Таласском районе Сапаргали Карабеков, директор городской школы-гимназии № 7 Наталья Исеева, учитель русского языка и литературы таразской гимназии № 8 имени Толе би Жанна Шайпитенова, учитель английского языка в областной школе для одаренных детей с обучением на трех языках Татьяна Цхе, преподаватель таразского колледжа железнодорожного транспорта и коммуникаций Кульжан Керменбаева и учитель немецкого языка и литературы таразской гимназии № 8 имени Толе би Рабига Мейирбекова. Кроме того, несколько педагогов области были отмечены нагрудным знаком «Почетный работник образования Республики Казахстан», а также Почетной грамотой акима области. Наградили на конференции и лучшие учреждения образования региона. Так, обладателем гранта в размере 21 миллиона 778 тысяч тенге стала гимназия № 41. В номинации «Лучшая инновационная школа» победила Меркенская школа-гимназия № 39 имени Т. Кожакеева. Лучшей городской школой была признана школа-лицей Жибек жолы в Шу. Лучшая сельская школа - гимназия имени Б. Бесбаева в Жамбылском районе. Лучшей малокомплектной школой признали среднюю школу имени М. Ауэзова в районе Т. Рыскулова, а лучшим колледжем в этом году стал Жамбылский гуманитарный колледж имени Абая. Все эти учреждения образования получили по одному миллиону тенге.Камила ДЖУМАДИЛОВА, Юрий КИМ (фото), Агадил РЫСМАХАН (фото)
[gallery ids="33117,33118,33119,33120,33121"]