Новые знания о корнях
Чувашский эпос «Аттил и Кримкилте» - древний историко-литературный памятник тюркского мира
В 2006 году в городе Чебоксары небольшим тиражом (500 экземпляров) в свет вышла книга «Память незабытых предков», в которую были включены три древние болгаро-чувашские эпические поэмы «Аттил и Кримкилте», «Ылттанпик» и «Семь принцесс-кудесниц». Тексты литературных шедевров с чувашского языка на русский перевел В. И. Николаев. Составил, написал предисловие, пояснение, примечание и подготовил книгу к печати академик М. Н. Юхма. Выполнена огромная работа по сохранению, увековечению великого и уникального историко-литературного наследия болгаро-чуваш. Этим духовным даром прошлого по праву может гордиться весь тюркский мир. Эпос «Аттил и Кримкилте» интересен и ценен для всего человеческого сообщества. Так, немцы имеют свою версию данного творения, хранимую их предками с древних времен. Скандинавы тоже не остались в стороне от этого дела. Их древний вариант несколько отличается от чувашского оригинала. И это понятное дело. Каждый народ смотрит на исторические события сквозь призму своего национального мировоззрения. Согласно мнению ученых, эпос «Аттил и Кримкилте» был сотворен после смерти легендарного правителя Европейской Гуннии Аттилы (умер в 453 г.). Он был своеобразным отражением любви гуннов к своему великому правителю и пронизан гордостью и уважением людей к этой знаменитой исторической личности. Эпос получил широкое распространение во многих уголках Европы. Почему уже в древности была широка география данного духовного наследия? Ответ довольно прост - гунны жили по всей Европе. Они составляли элиту многих европейских народов. Об этом я писал в своей книге «Аттила и Гуннская Орда» и других своих исследованиях. Чуваши, сохранившие древний эпос, - потомки волжских болгар. Последние создали могущественное и известное государство Средневековья. О его славных деяниях знал весь цивилизованный мир того времени. Сами волжские болгары являются потомками уйсуне-гуннов. Так, значительная часть нынешних чувашей сохранила уйсуньский внешний тип и их богатое духовное наследие. Чуваши и волжские болгары, уйсуни и гунны являются представителями тюркского мира. Строки эпоса «Аттил и Кримкилте» основательно доказывают правдивость данного утверждения. Так, эпос повествует, что предки болгаро-чувашей пришли с Востока, с «Золотых гор» (Алтай), древней ойкумены тюрков. Прародина их На далеком Востоке, У горы «Золотая гора» И сил их истоки. Уйсуне-гунны в древние времена жили на Алтае, в Минусинской (мың үйсін - тысяча уйсуней) котловине, на севере Китая. Гунны и хунны были представителями одного народа. Они имели общих предков. Знаменит был их царь Метте, И знали о нем везде. Стала под руководством Метте Сила их на большой высоте. В данном случае речь идет о могущественном хуннском шаньюе Модэ. Следовательно, прародина гуннов - это Сибирь, Монголия, Северный Китай. Такова логика миграции гуннов в Европу. То, что гунны были тюркским народом, подтверждает наличие огромного массива тюркских слов и названий. Главного героя эпоса Аттилу величают эльтебером. Этот титул типичен для тюркских правителей. Тюркские корни имеют и титулы гунно-болгарской элиты - хан, мурза, тархан, батор. Такие слова специально не придумаешь. Духовная жизнь гунно-болгар тоже наполнена тюркскими ценностями. Так, всех богов гунны называют по-тюркски. Главного Бога величают Тангаром (Тенгри). Духа зла зовут Эсрелем (Әзрәйл по-тюркски). Белый Волк - Пихамбар (Пайғамбар по-казахски) является тотемным животным чувашей. Бога мира и согласия чуваши называли Килежем (Килежю), что по-казахски Келісім. Тюркские корни имеет название Бога войны Хаяра. Жену Тангара (Тенгри) чуваши называют Пюлехсе, а казахи - Жер-ана. Интересно то, что чуваши называют народное собрание курултаем. Этот примечательный факт означает многое, то есть свидетельствует о широкой связи чувашей с тюркским миром. В эпосе немало и других тюркских слов. Это такие слова, как аргамак, алдаспан, ил, кажаман, ямахат, ак, беркут, зиндан, той, изюм, барс и другие. Кстати, имена сыновей Аттилы тоже тюркские. Его старшего сына звали Эллаком (козленок народа), среднего - Тинесом (море), младшего - Ирнаком (настоящий мужчина). В эпосе «Аттил и Кримкилте» упоминаются сподвижники Аттилы. Это Айдаман и Марга-улып. Айдаман - чисто тюркское имя. Слово «улып» по-казахски звучит как «алып» - громадный, огромный. В эпосе встречается географическое название Аксурай, территория между Волгой и Уралом. Это тюркское название. И даже жанр эпического сказания у чувашей имеет тюркское название. Он у них называется кыссаи, а у казахов - кысса. А вот кыссаи состоят из пайатов, а казахи их называют словом «бәйт». В предисловии к эпосу, написанном академиком М. Н. Юхмой, мы встречаем россыпь тюркских слов. Это богатырская борьба керешу - по-казахски күрес, кожаная обувь булгари - по-казахски былғар, кривая сабля хес - по-казахски кес, режь, обоюдострая сабля алаш, чукмар (дубина) - по-казахски шоқпар, анкар (кинжал) - по-казахски канжар. Он пишет, что каждый вид войска делится на вунни (десятки) - по-казахски он, серни (сотни) - по-казахски жүз, пинни (тысяча) - по-казахски мың, тамань (десять тысяч) - по-казахски түмен. В словарном наборе академика есть и такие тюркские слова, как караван-сарай, нукеры, кукка (по-казахски көке) и другие. М. Н. Юхма обращает внимание на то, что гунны использовали «животный» календарь. Это их изобретение не потеряло свое значение и в нынешние дни. А еще ученый утверждает, что волжские болгары пользовались руническим письмом. Всем известно, что древние тюрки тоже использовали данный вид письма. В эпосе «Аттил и Кримкилте» много традиций, характерных не только для чувашей, но и для казахов. Это песня-плач невесты перед выходом замуж. У казахов такая традиция называлась «сынсу» - прощальная песня-плач. У двух народов еще есть песни друзей жениха и подружек невесты. Эти традиции прошли испытания через многие века и тысячелетия. У казахов и чувашей сильна такая традиция, как воспоминание предков. Так, в эпосе есть такие строки: «Напечем мы блинов в память предков...» Казахи же пекут бауырсаки. Впечатляет такая традиция казахов и чувашей, как знание и почитание семи колен предков. М. Н. Юхма в своем пояснении древних болгаро-чувашских слов и имен пишет: «У древних болгар-чуваш было принято помнить своих предков до седьмого колена и знать всех родственников в рамках этих семи колен. В рамках этого родства не допускались браки молодых людей. За семью коленами еще следовали семь чужих, но родственников, и они все считались членами одного рода-племени». А ведь казахи по сей день безукоснительно соблюдают данный обычай. Все эти факты не простые совпадения, а цепь незримой связи истории казахов и чувашей. В эпосе «Аттил и Кримкилте» указаны названия родов. Редакционная коллегия книги называет их мифическими. На самом деле они являются реальными. В эпосе перечисляются такие роды, как яманы, сьюаны, кайдаши, путланы, вагиверы, чуха. Под яманами, мы полагаем, скрывается род албан, сьюанами - суан, чуха - шокай. О чем говорят эти факты? О том, что большинство казахских родов участвовали в походах Аттилы в Европу. Отголоски тех времен мы находим в ряде фактов. Так, бельгийский город носит название Суании (племени суан). И подобных фактов множество. О суанах, албанах, ботбаях, дулатах упоминает исследователь Нурутдинов как о жителях Волжской Болгарии. Тамгу племени жаныс мы нашли в башкортском племени кудей. Обращает на себя внимание то, что в предисловии к эпосу М. Н. Юхма пишет о царском роде гуннов Дуло. Казахи данное племя называют Дулатом. Из этого рода происходили такие великие правители, как Баламер, Аттила, Кубратхан, Ботбай, Котраг, Аспарух, Алмуш, Ылттанпик и другие. Итак, эпос «Аттил и Кримкилте» несет в себе много важных исторических фактов и аргументов. Научная ценность замечательного древнего эпоса очевидна. Он требует к себе пристального внимания и исследования со стороны широкого круга ученого мира. Необходимость его перевода на все тюркские языки - это веление времени. А казахам сам Бог велел сделать сие доброе дело незамедлительно.Абдукадыр ДАУТБЕКОВ, академик, тархан Чувашии