Самый главный урок
Этот предмет не должен быть второстепенным
Преподаватель художественного труда средней школы № 38 Тараза Наталья Борисова выросла в многодетной семье. Как самая старшая из девочек, привыкла с малых лет заботиться о братьях и сестрах, помогать матери по хозяйству. Кроме того, ей очень нравились уроки труда в школе, где она быстро научилась готовить, шить, вышивать, вязать. Занятой сначала на заводе, а потом работавшей няней в детском саду матери было некогда. Подростком Наташа умела по дому практически все, прекрасно обшивала сестренок, была если не знатоком, то мастером кулинарного искусства. - Мы жили в Бишкеке, в школе на трудах девчонок учили и готовить, и консервировать, и печь, до сих пор у меня дома хранится школьная тетрадка с записями рецептов и советов по хозяйству, - вспоминает Наталья Федоровна. - Уже тогда я мечтала, что стану учить премудростям домоводства не только младших в семье, но и всех ребят, кто пожелает, буду учителем труда. Наталья вышла замуж, переехала жить в Тараз, но в нашем городе в пединституте не было такого факультета, где бы обучали именно на учителя труда. И она поступила в Джамбулский технологический институт легкой и пищевой промышленности, вскоре окончила его по специальности технолога швейных изделий. Сначала пошла работать в ателье. - Терпения у меня было больше, чем у коллег, и когда к нам приходили практикантки, именно я разъясняла им тонкости раскроя, пошива, - говорит Наталья Федоровна. - И все хотела перейти работать учителем труда в школу. Меня пригласили в производственно-техническое училище № 8 мастером производственного обучения. Там я вела курс по швейному делу. А затем, наконец, пришла учителем в школу. Окончила курсы повышения квалификации, у меня высшая категория. Учитель труда не считает свой предмет второстепенным, не главным, поскольку, как в пословице, для кого труд - радость, для того жизнь - счастье. Не каждый ребенок станет в будущем знаменитым физиком, математиком, литератором, но элементарные трудовые навыки пригодятся абсолютно всем. - Мне нравится работать с детьми, особенно с девочками, ведь каждая из них станет домохозяйкой, - отмечает Наталья Федоровна. - Они вырастут, обзаведутся семьями, и мои уроки труда им в жизни пригодятся. Если и не будут сами шить и готовить, хотя бы научатся выбирать стильные, хорошо сшитые вещи, чтобы одеться со вкусом, сумеют красиво подать и оформить блюда к столу. На уроках Натальи Борисовой в таразской школе № 38 старшеклассниц обучают навыкам как современного, так и традиционного шитья, вышивания и ковроткачества. Одновременно подростки изучают традиции разных этносов в прикладном искусстве. Единственный минус - это нехватка времени, на урок художественного труда отводится всего 40 минут в неделю, это действительно мало, чтобы выполнить красивую работу. По мнению Н. Борисовой, мало часов в школе уделяют сейчас по планам и изобразительному искусству. Предмета рисования сейчас нет отдельно, его объединили с уроками труда, предмет называется художественный труд. Тем не менее учитель подходит к уроку добросовестно, дает детям разносторонние знания, в том числе о знаменитых художниках, о жанрах живописи и другом. - Самое важное в моей профессии - это воспитать культурную, эстетически грамотную молодежь, - говорит Наталья Федоровна. - А еще главное - чтобы во всех смыслах они выросли и оставались настоящими людьми.Лариса ГУБАШЕВА