Самульнори
Самульнори
Четыре инструмента, дарящие вдохновение
Национальные музыкальные традиции каждого народа уникальны. Для казаха нет роднее звуков домбры и кобыза, для русского - гармони и балалайки, а корейцу по душе барабанный бой самульнори. В переводе с корейского языка «самульнори» дословно означает «игра четырех инструментов». Кенгари, бук, тин и чанго - именно они лежат в основе жанра, символизирующего грозу. Инструменты используются в основном в совместном исполнении, реже в одиночном виде. Каждый в отдельности взятый барабан олицетворяет определенное природное явление, связанное со стихией дождя. Это широко известное направление традиционной народной музыки берет начало в крестьянских кругах, а его корни уходят далеко в шаманизм, некогда широко распространенный на территории Страны утренней свежести. Ведущим инструментом в ансамбле является кенгари (квенгвари). Это маленький гонг (иногда его называют тарелкой) толщиной один-два миллиметра и диаметром около 20 сантиметров, сделанный из меди и железа с добавлением благородных металлов для красивого звучания. По нему бьют тонкой палочкой с маленьким деревянным кругом на конце. Кенгари, олицетворяющий молнию, отличается резким, высоким серебристым звуком. Он выполняет роль дирижера в оркестре. Гонг подает определенные сигналы участникам ансамбля и тянет за собой остальные инструменты. Именно он помогает музыкантам понять, когда нужно начать или закончить игру, в какой момент перейти на следующий ритмический рисунок. Практически во всех композициях самульнори есть так называемая «перекличка» - соло двух кенгари, построенное на импровизации, когда один из них словно задает вопрос, а другой отвечает, усложняя ход. Собратом кенгари является тин, большой гонг из меди, прикрепленный к специальной стойке. Диаметр тина равен примерно 36 сантиметрам, а его толщина составляет около полусантиметра. На нем играют тяжелой палочкой с массивным набалдашником, обычно обернутым в замшу или плотную ткань и обвязанным толстой нитью. Тин издает глубокий, протяжный звук. Длительность звучания после удара составляет около 10 секунд. Это напоминает сначала раскаты грома, а затем завывание ветра. Этот инструмент создает общую гармонию в композиции. Изначально тин использовался только в военных оркестрах. В настоящее время он широко используется в корейской традиционной музыке, включая оркестровую для королевских процессий, где носит название тэгым, а также в жанре нонъак, шаманских обрядах и буддистских церемониях. Бук - басовый барабан в форме сплюснутого бочонка с двумя одинаковыми сторонами около 60 сантиметров в диаметре, который олицетворяет облако. На нем играют при помощи одинаковой с обоих концов палочки из тяжелой древесины. Звук бука благородный, плотный, низкий. Он поддерживает основной ритм композиции, за исключением солирующих партий. В прошлом бук, один из древнейших народных инструментов, был задействован во всех жанрах корейской музыки. Этот инструмент - один из двух, для игры на котором от музыканта требуются не только отменный слух и талант, но и физическая выносливость. Пожалуй, самым зрелищным, интересным и одновременно фундаментальным инструментом в самульнори является чанго (чангу). Корпус, по форме напоминающий песочные часы, с двух сторон обтянут кожей, как правило, оленьей. При ее отсутствии заменяют кожей других животных. На нем играют двумя палочками. Причем они разные. Одна (для левой руки) представляет собой подобие палочки кенгари, только «колесико» на конце имеет несколько меньший диаметр и чуть большую толщину. Другая (для правой руки), чем-то напоминающая школьную указку, имеет плоскую форму, немного изогнутую вовнутрь и заостренную на конце. Первой палочкой бьют и по левой, и по правой сторонам инструмента. За счет этого играющий извлекает разные звуки и создает динамику, которая и привлекает внимание зрителей. Чанго символизирует дождь. На этом инструменте много мелкой игры, которая заставляет музыканта быть предельно внимательным. Этот инструмент, наверное, самый трудный в техническом освоении. Игра на нем также требует усилий барабанщика. Дело в том, что на нем не только исполняются ритмические рисунки различной сложности, но и играть их необходимо длительное время. Самульнори завораживает. Игра может начинаться медленно и тихо, будто зазывая и маня за собой, постепенно наращивая темп и громкость звучания к середине произведения, погружает слушателя в необъяснимое состояние души. Но удары становятся вновь тише, будто давая небольшую передышку. Волнообразная игра может длиться до получаса и больше. Самые короткие композиции обычно не превышают по длительности стандартные песни (3-4 минуты). В заключительной части композиции игра самульнористов обычно доходит до своей пиковой точки и резко завершается, вызывая восторг и бурю аплодисментов. У многих народов Востока к ударным музыкальным инструментам особое отношение. Так и корейские крестьяне, играя на барабанах, обращались к небесным силам, моля о богатом урожае и изгнании злых духов. Эта музыка всегда сопровождала религиозные обряды и традиционные праздники. Да и сегодня в Корее все, от мала до велика, испытывают к самульнори нежные патриотические чувства. Эти ритмы - неотъемлемая часть национальных торжеств. Рассматривают два вида игры - в положении сидя и на ходу. Первое направление в последние годы хорошо развивается в качестве сценического искусства. Самой распространенной считается рассадка широким полукругом. Это позволяет музыкантам не только лучше слышать все инструменты, но и видеть друг друга. Ведь выступление, как правило, сопровождается бурными эмоциями и выкриками. Создается впечатление, что барабанщики при помощи инструментов разговаривают между собой. Второе направление особо популярно среди народа. Оно требует большего мастерства от музыкантов. Ведь им необходимо не только играть, но и при этом еще и танцевать. Для удобства игры чанго привязывают лентами к корпусу, остальные барабаны, как правило, держат в руках. Кроме того, танцующие самульнористы надевают специальные головные уборы с лентами на конце. По ходу исполнения мелодии, помимо танцевальных движений, они по очереди выполняют несложные акробатические трюки с закручиванием лент, превращая свое выступление в шоу. Сам термин «самульнори» впервые появился относительно недавно - в 1978 году. Он произошел от названия одноименной группы, созданной четырьмя талантливыми корейскими музыкантами-перкуссионистами, среди которых наиболее популярным был Ким Док Су. Именно его считают основателем этого жанра, в основу которого положены давние традиции корейской крестьянской музыки нонъак, исполнявшейся во время деревенских праздников, отправления религиозных обрядов и работы в поле. В основном на инструментах самульнори играют мужчины. Но в последние годы среди приверженцев народной музыки можно все чаще увидеть представительниц прекрасной половины. Есть даже отдельный жанр с использованием игры на барабанах, в котором участвуют только девушки. Они танцуют группами с чанго, а также бьют в три бука, установленных на специальных стойках, одновременно. Подобные выступления были некогда популярны в королевском дворце. Этот жанр нашел последователей среди корейской молодежи Казахстана. Не один десяток лет его активно продвигают в Государственном республиканском корейском театре музыкальной комедии в Алматы. Во всех областных центрах республики при филиалах Ассоциации корейцев Казахстана созданы местные ансамбли самульнори. Этим необычным музыкальным жанром долгое время занимались и таразские энтузиасты, которые объединились сначала в ансамбль «Пимоксори Самульнори», а затем в инструментальную группу этнической музыки «Хваран Самульнори». Во время репетиций жамбылские барабанщики регулярно повторяли старые композиции и изучали новый материал. А еще ребята пытались экспериментировать и сочинять собственные композиции. В силу обстоятельств коллектив после нескольких лет существования распался. Но их дело подхватил ансамбль восточного танца «Томирис», который активно занимается игрой на чанго и трех буках. В мелодии самульнори удивляют разные по сложности и звучанию ритмические рисунки, которые создаются за счет смены игры четырех инструментов. Бой барабанов заряжает энергией и гипнотическим действием. Самульнористы не могут точно описать словами то непередаваемое состояние души, в которое погружаются при игре на ударных инструментах. Это нужно почувствовать самому, говорят они.Михаил ТЁ, фото автора