Создать условия для инклюзивного образования
Конституция Республики Казахстан провозглашает права граждан на образование, трудоустройство, социальную и юридическую защиту. К сожалению, люди с ограниченными возможностями не могут реализовать эти права в полной мере. Руководитель проекта «Нур бала» в общественном объединении «Молодежное общество инвалидов» Айгерим Даулетбаева уже не раз поднимала проблему развития инклюзивного образования для детей с инвалидностью. Проект «Нур бала», реализуемый с 2004 года, даже становился победителем конкурса «Лучшие социальные проекты Казахстана». Сейчас он охватывает 20 детей с психоневрологическими заболеваниями и нарушениями опорно-двигательного аппарата. Их адаптируют к жизни, учат обслуживать себя в быту, к примеру, заправлять и стелить постель, надевать одежду, самостоятельно принимать пищу. Комплексное педагогическое сопровождение осуществляется по инклюзивной программе, которая позволяет подготовить детей для обучения в общеобразовательной школе. - По-настоящему заботился о внедрении инклюзивного образования в школах бывший руководитель общественного объединения «Общество инвалидов, имеющих высшее образование «Намыс» Кайрат Иманалиев, ныне покойный. Он же являлся одним из разработчиков законов «О социальной защите инвалидов в РК», «О специальных социальных услугах в РК», республиканской и региональной программ реабилитации инвалидов. К сожалению, сейчас работы по созданию программ для развития детей с инвалидностью среди неправительственных организаций нет. Взять хотя бы нашу область, где вопрос качественного внедрения инклюзивного образования по-прежнему остается открытым. По идее инклюзия должна начинаться с детского садика, но у нас этого нет, - говорит Айгерим. Она считает, что дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата не лишены интеллекта и должны иметь возможность получать образование, как и сверстники. Известно, что в высших учебных заведениях страны может учиться один процент людей с инвалидностью. Но возникает другой вопрос: как такой человек будет сдавать ЕНТ, если у него нет возможности учиться в школе? Какое качество знаний может дать обучение на дому? Соответственно, родители боятся отправлять таких детей на Единое национальное тестирование: а вдруг провалит? - Проблема в том, что директора школ неохотно берут к себе на учебу таких детей, проще обучать их на дому. Но ребенок, огражденный от общества, склонен к деградации. Но среди инвалидов есть дети младшего школьного возраста, которые в минуту читают 50 слов, неплохо соображают, имеют красивый почерк. Но добраться до школы и вернуться домой самостоятельно они не могут. Им требуется сопровождение. Для этого и нужен тьютор (наставник), который все время будет рядом со своим подопечным во время учебного процесса, в том числе будет помогать передвигаться. В таких условиях ребенку намного легче адаптироваться. Если ставить перед собой цель, чтобы ребенок учился в школе, в институте, то у него обязательно все получится. Самое главное - не растить детей в тепличных условиях, - уверена Айгерим. В общественном объединении просят родителей, чтобы они относились к ребенку с ограниченными возможностями как к нормальному человеку, не ранили его психику, не закладывали в него с детства стереотип, что он не такой, как все. - Пусть ребенок с особыми потребностями растет без страха перед жизнью, пусть в дальнейшем захочет создать собственную семью, завести детей. Ведь уже научно доказано, что детский церебральный паралич генетически не передается. К сожалению, большинство родителей этого не понимают, - настаивает А. Даулетбаева. В течение двух лет она обращается в управление образования с просьбой выделить тьюторов для своих подопечных. К сожалению, пока все безрезультатно. - Говорить о том, что инклюзия плохо внедряется лишь потому, что нет пандусов и знаков, неверно. Нужно смотреть в корень проблемы, искать и находить решение, только так мы действительно создадим условия для инклюзивного образования, - убеждена А. Даулетбаева.Светлана ГЛАДКОВА