Ученики Аскара Токпанова сохранили его духовное наследие
В Жамбылском казахском драматическом театре трудились уникальные личности, внесшие весомый вклад в его становление. Широко известно ценителям театрального искусства имя Аскара Токпанова, главного режиссера и художественного руководителя областного драмтеатра в 1969 - 1973 годах. Писатель Мухтар Ауэзов однажды сказал, что заслуги Аскара Токпанова в становлении национального театра трудно переоценить. Первый казахский профессиональный режиссер А. Токпанов стоял у истоков Казахского академического театра драмы. Вместе с драматургом и режиссером Жуматом Шаниным, певцом и актером Амре Кашаубаевым, актерами Калибеком Куанышбаевым, Елубаем Умурзаковым и Сералы Кожамкуловым он внес вклад в развитие казахстанского театрального искусства. Родился А. Токпанов в 1915 году в окрестностях Алматы в небогатой семье скотовода. Родители рано умерли, и сироту приняли в школу-интернат. Волею случая молодого Аскара заметил художественный руководитель Казахского театра драмы Жумат Шанин и помог ему получить хорошее образование. Аскар поступил в педагогический институт имени Абая на факультет казахского языка и литературы. Жумат Шанин рассказал о молодом даровании Темирбеку Жургенову - министру просвещения Казахской ССР. При его поддержке Аскар поступил на факультет режиссуры Московского государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского. Его преподавателем был знаток театра народный артист России и режиссер МХАТа профессор Василий Сахновский. В 1939 году А. Токпанов окончил институт и вернулся в Алма-Ату, где до 1944 года заведовал кафедрой Алма-Атинского театрального училища. Параллельно был режиссером-постановщиком Государственного академического театра имени Ауэзова и ставил спектакли известных казахских драматургов. Первой серьезной постановкой для Токпанова стал спектакль «Абай». Писатель Мухтар Ауэзов как раз искал талантливого режиссера. В процессе работы над спектаклем А. Токпанов и М. Ауэзов тесно общались, много спорили, обсуждая сценарий. В истории казахстанского театра Аскар Токпанов и Калибек Куанышбаев, блестяще сыгравший Абая, навсегда остались первыми, кто показал зрителю настоящего Абая. В 1945 - 1946 годах Аскар Токпанов работал художественным руководителем Карагандинского областного театра, с 1951 по 1953 год был главным режиссером Театра юного зрителя. На сценах республиканских и областных театров он поставил около 70 спектаклей. Кроме того, активно занимался переводом пьес «Иванов» и «Чайка» А. Чехова, «Правда хорошо, а счастье лучше» А. Островского, «Нора» Г. Ибсена, «Стряпуха» А. Сафронова. Он и сам сочинял пьесы. Известны его произведения «Тазша бала» и «Тасыган Тогилер». Зрители смогли увидеть его и в качестве актера. Он исполнял роли Ленина, Абая Кунанбаева и Ыбырая Алтынсарина. Аскара Токпанова также называют основателем профессионального актерского и режиссерского образования. По его инициативе был открыт театральный факультет в Алма-Атинской государственной консерватории имени Курмангазы. А. Токпанов стал преподавателем актерского мастерства, а в 1965 году получил звание доцента консерватории имени Курмангазы. Мастер искал таланты по всей стране и находил их в самых неожиданных местах. Одним из известных его учеников является мэтр казахстанского кино Асанали Ашимов. - Именно Аскар Токпанов сделал меня тем, кем я являюсь сейчас. Я познакомился с ним в 1955 году. Тогда мой друг, позже получивший звание народного артиста Казахстана, Райымбек Сейтметов поступил на актерский факультет консерватории. Я же - сельский парень - работал в колхозе и приехал поступать в сельскохозяйственный институт. Ни о каком актерстве даже не думал. Друг пригласил в гости Аскара Токпанова. Он сидел, пил шампанское, а я разливал его по фужерам. Потом Токпанов неожиданно спросил меня: «Куда собираешься поступать?» Я ответил. Он задумался на минуту, а затем говорит Райымбеку: «Приведи этого парня ко мне завтра. Помоги ему подготовиться. Думаю, в стране одним агрономом станет меньше». За ночь мы подготовили монолог Олега Кошевого из «Молодой гвардии». Читал я плохо, так как в школе даже в самодеятельности не участвовал. Члены комиссии хмурили брови, но потом один из них - а именно Ахмет Жубанов - сказал, что парень, мол, молодой, и еще подучится. Во втором туре, видимо, я опять выступил не блестяще. Однако Аскару Токпанову, вероятно, не хотелось отсылать меня обратно. Он пошел в ЦК и добился того, чтобы кроме 30 студентов к курсу добавили пять кандидатов. Сейчас я понимаю, что это был знак судьбы, ведь будучи кандидатом, мне пришлось учить в два-три раза больше, чем другим, чтобы стать полноценным студентом, получить стипендию и место в общежитии. Позже меня исключили из университета, когда я начал сниматься в кино и прогулял 20 дней. Через год я вернулся туда снова. В общей сложности я отучился семь лет и окончил консерваторию со вторым выпуском актерского факультета, - вспоминает А. Ашимов. Своеобразные методы преподавания Аскара Токпанова многие считали излишне жесткими. - Режиссер отличался жестким характером. Ученики боялись, но в то же время любили его. Он быстро дал нам понять, что к профессии нужно относиться серьезно или вообще не заниматься ею, - говорит режиссер Есмухан Обаев. Среди учеников Аскара Токпанова 14 народных артистов СССР и Казахстана и около 30 заслуженных артистов Казахской ССР. Всего педагог выпустил более 250 режиссеров и актеров. Среди его учеников такие выдающиеся деятели театрального и киноискусства, как Шолпан Джандарбекова, Фарида Шарипова, Идрис Ногайбаев, Сабит Оразбаев, Мухтар Бахтыгереев, Тунгышбай Жаманкулов. Его ученики работают преподавателями, актерами и режиссерами во всех уголках страны. Директор Жамбылского областного казахского драматического театра Болат Бекжанов говорит, что токпановскую школу прошли и жамбылские актеры. С 1969 по 1973 год Аскар Токпанов работал художественным руководителем и главным режиссером Жамбылского областного казахского драматического театра. - Спектакли, которые ставил известный режиссер в нашем театре, не раз побеждали на всесоюзных и республиканских конкурсах. К примеру, постановка по драме Николая Погодина «Кремль куранттары» победила на Всесоюзном театральном фестивале в 1970 году. Аскар Токпанов сыграл Ленина в этом спектакле, - говорит Б. Бекжанов. Актриса жамбылского театра Рахима Тезекбаева за роль героини Ажар в спектакле «Ажар мен ажал» Сакена Жунисова стала лауреатом первого республиканского конкурса театров. Долгое время в репертуаре значились постановки Аскара Токпанова «Абай» и «Еңлік-Кебек» Мухтара Ауэзова. Чтобы лучше понять актеров, режиссер сам часто вызывался сыграть какую-нибудь роль. В спектакле «Асауға тұсауда» одновременно сыграл и Лорда, и Педанта, в «Абае» - Сырттан би, в «Майре» - адвоката Акаева. Аскар Токпанов взрастил целую плеяду сильных актеров. Это Максут Салыков, Нурсифат Салыкова, Гулжаркын Садибекова, Жорабек Шуленбаев, Канипа Ергалиева, Оразгали Абдилманов, Атиркул Дуйсекенова, Гулбаршын Оскенбаева, Алибек Амзеев, Толентай Журшиев, Сара Рахманкулова, Ауесхан Шаймерденов, Ахмет Отебаев, Шамшагул Жаменкеева, Макен Райсханова, Жумасан Дуйсекенов, Камила Абжанова, Люба Усипжанова, Рахима Тезекбаева, Аубакир Рахимов, Асан Омарбеков. Именно А. Токпанов помог раскрыться уникальному таланту Тунгышбая Жаманкулова, в ту пору студента Джамбулского гидромелиоративно-строительного института. Режиссер уговорил его самого и его родителей выбрать профессию актера. - Аскар Токпанов был очень неординарным человеком, отличался высоким уровнем культуры, эрудицией и прекрасным знанием классического искусства. Современники запомнили и его яркий образ: он ходил с тростью, причем трость должна была подходить под цвет костюма, - говорит Б. Бекжанов. Аскар Токпанов перевел на казахский язык книги русского режиссера Константина Станиславского. Сам он выпустил такие книги, как «Жизнь на сцене», «До сегодняшнего дня», «Основа моей жизни». В 1957 году получил звание заслуженного деятеля искусств Казахской ССР, а в 1974 году - народного артиста Казахской ССР. Его ученики и родственники не раз поднимали вопрос о том, чтобы присвоить имя великого режиссера какому-нибудь театру. И их старания не остались напрасными. В Парламенте РК рассматривается вопрос о присвоении имени Аскара Токпанова Жамбылскому областному казахскому драматическому театру. С такой инициативой выступила группа жамбылцев во главе с акимом области Аскаром Мырзахметовым. Это дань уважения и благодарности гению своего дела, учителю и мастеру.Диана КАЛМАНБАЕВА