Меню

От станции до станции

От станции до станции

От станции до станции От станции до станции
Фото из открытого источника

Стальные магистрали открыли перспективы

Укладка первого звена трассы Туркестано-Сибирской железной дороги от станции Семипалатинск состоялась в сентябре 1927 года, а в ноябре того же года - с другого конца - от станции Луговая.  По казахскому обычаю, чтобы новорожденный ребенок рос сильным и здоровым, его проносят через новую юрту. Этот обычай распространили и на новую магистраль. Над железнодорожной веткой на станции Луговая возвели арку-юрту. Через нее про­ехал паровоз, своим гудком возвещая о рождении дороги. Это историческое событие активно освещалось в печатных изданиях. К примеру, газета «Знамя труда» писала: «Крупная железная дорога, соединяющая Сибирь и Среднюю Азию, полностью оправдала надежды. Она способствовала значительному росту экономики». Лес, цемент, уголь, машины, металлоконструкции - это далеко не полный перечень того, что перевозили составы. По территории региона стальные магистрали пролегали от станции Чокпар до Отара, от Чу до Сары-Шагана, от Джамбула до Жанатаса. Бесперебойное движение грузов железнодорожники обеспечивали и во время Великой Отечественной войны. В Джамбуле работали три паровозные бригады, состоявшие в основном из женщин. Они наравне с мужчинами трудились не покладая рук. Большие перемены произошли после образования Джамбулского отделения Казахской железной дороги в 1947 году. Позднее на смену паровозам пришли мощные тепловозы, на ряде участков были проведены вторые пути, от станции Моинты до Джамбула и Отара внедрена диспетчерская централизация. С 1958 по 1976 год областное отделение дороги возглавлял Байзак Прманов, участвовавший в строительстве Турксиба. В эти годы в связи с развитием химической промышленности были построены железнодорожные пути от Каратау до Жанатаса. Для вывоза руды с новых месторождений проложены ветки Кияхты - Шолпан и Кияхты - Курмангазы. Машинисты перевозили грузы сверх нормы и экономили дизельное топливо. Сократилось время ремонта локомотивов. Только в 1972 году было внедрено 420 рационализаторских предложений, что позволило сэкономить 27 тысяч рублей. По итогам первого квартала 1974 года Джамбулскому отделению присуждено переходящее Красное Знамя Казахской железной дороги. В годы независимости Казахстана железнодорожная магистраль получила дальнейшее развитие. В 1995 году по случаю завершения работ по электрификации на участке трансказахстанской магистрали Тобол - Астана - Караганда - Моинты - Шу - Арысь - Ченгельды протяженностью 2400 километров железнодорожников поздравил Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Диана КАЛМАНБАЕВА

Самые читаемые статьи недели: