Остановка на окраине города
Кто обеспечит бесперебойное движение общественного транспорта?
В отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата города Тараза регулярно поступают жалобы по поводу работы общественного транспорта. Особенно много обращений регистрируется от жителей отдаленных жилых массивов областного центра. Так, к примеру, жители микрорайона Байтерек сетуют на то, что ближайшие автобусные остановки располагаются довольно далеко от домов. В микрорайон идут автобусы только одного маршрута - № 33, и то порой приходится долго ждать, особенно в обеденное время. - Мой ребенок учится во вторую смену, и каждый день нам приходится ждать автобус более получаса. Бывает, опаздываем в школу, которая находится в микрорайоне Жансая, - говорит жительница микрорайона Байтерек Надежда Круть. По словам директора ТОО «СапарТранс 2012» Бауржана Адилова, на этом маршруте работают 14 автобусов, на обеденный перерыв водители отъезжают по очереди. Маршрут № 33 довольно протяженный - от села Гродеково до микрорайона Байтерек, поэтому интервал между автобусами составляет 15 - 20 минут. Компания пробовала увеличить их количество до 16, однако не хватает водителей. По информации отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата города Тараза, в направлении микрорайона Байтерек едут автобусы семи маршрутов, которые охватывают и такие объекты, как Дворец спорта «Тараз-Арена», городская и областная детские больницы, рынок «Атакент», аэропорт. Жители часто просят наладить работу маршрутов № 11, 27, 37 и 33, запустить дополнительные. Обращения поступают не только в отдел горакимата, но и по телефону службы «Taraz Jardem», через социальные сети. Если жалобы обоснованы, руководителям автопарков, обслуживающих маршруты, выносится предупреждение. - Только в часы пик автобусы заполнены, а в другое время они едут пустыми. Некоторые компании-перевозчики по причине нерентабельности расторгли договоры. К примеру, могут остаться без автобусов маршруты № 54, 37, 9. Мы вынуждены просить перевозчиков работать, пока не найдем других. Каждый месяц подаем в СМИ объявление о проведении конкурса на право обслуживания регулярных городских маршрутов, - говорит заведующий сектором транспорта и пассажирских перевозок отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата города Тараза Габит Алтаев. - Также открыли пять новых маршрутов, которые охватывают массивы Дальняя Карасу, Шолдала, Кумшагал, Тортколь, поселок сахзавода, микрорайоны Арай, Байтерек, Коктем. Найти перевозчиков на эти направления всегда очень трудно. - Всегда переполнены маршрутки. Тяжело приходится беременным женщинам и детям. Зачастую автобусы, видя школьников, проезжают мимо. Нашему городу нужен более просторный общественный транспорт, - говорит жительница Тараза Гульдана Киргизбаева. Действительно, областному центру не хватает вместительных автобусов. Эта проблема регулярно обсуждается в обществе. Во многих крупных городах Казахстана уже давно нет маленьких неудобных маршруток. Пассажиров обслуживают большие современные автобусы. На это в городском отделе жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автодорог один ответ: сфера пассажирских перевозок - в конкурентной среде, местные автопарки все частные, и их бюджет зависит от тарифов на проезд, которые в Таразе являются самыми низкими по республике. При этом перевозчики берут кредиты и покупают новые автобусы. В 2018 году они приобрели 71 автобус, в прошлом году - 58, что составляет 12,5 процента от количества единиц транспорта, ежедневно выходящего на линии. Контроль над работой общественного транспорта сегодня также ведет ТОО «Центральная диспетчерская служба». В случае если возникли какие-то проблемы, к примеру, не соблюдается маршрут, автобус сильно задержался либо совсем не приехал, жители могут позвонить по телефону 34-33-44. Специалисты службы оперативно узнают, в чем причина нарушения, и устранят ее.Екатерина САФОНКИНА, Юрий КИМ (фото)