Меню
7 февраля, 2020 / Знамя труда / Новости

Взрастить технарей

Взрастить технарей

Взрастить технарей Взрастить технарей
Фото из открытого источника

Условия для их обучения и воспитания имеются

Чтобы идти в ногу со временем, нужно постоянно осваивать новые навыки. Представители нового поколения справляются с этим лучше и быстрее, чем их предшественники. Дети уже со школьной скамьи осваивают IT-технологии, робототехнику и программирование.  Сейчас в Жамбылской области действуют 48 IT-классов, пять из них в городе Таразе. Кабинетами робототехники оснащено 235 школ региона, в том числе 31 в областном центре. Второй год в Таразе функционирует специализированный IT-лицей-интернат для одаренных детей, где учащиеся углубленно изучают информационные технологии. В IT-лицее предметы естественно-научного цикла ведутся на английском языке, имеются также дополнительные учебные часы робототехники, информационных технологий, веб-дизайна и программирования. Директор учебного заведения Айдар Турабаев отметил, что около 40 из 160 учеников приехали из отдаленных районов и проживают в интернате. Заместитель директора по воспитательной работе Гульшат Отегенова рассказала, что в ближайшие годы планируется расширение лицея-интерната, чтобы вместить втрое больше учеников. - Мы принимаем детей с седьмого класса, и пока у нас всего восемь класс-комплектов, что не требует большого количества кабинетов и преподавателей. Но каждый новый набор влечет расширение, что и предусмотрено планом, - говорит она. - Специфика обучения такова, что нам требуется много преподавателей информационных технологий. Один человек не может быть одинаково хорош во всех направлениях IT-сферы, поэтому, к примеру, программную платформу «Java» и 3D графику преподают разные учителя. IT-лицей оборудован 14 компьютерными кабинетами. Особенно заинтересовал кабинет «NurLab» - это 3D лаборатория, где проходят занятия по разным предметам. Здесь ребята, надевая 3D очки, могут смоделировать что угодно. На уроках химии они в объемном изображении наблюдают за химическими реакциями, на уроках биологии изучают работу внутренних органов. Лицеисты уже успели проявить себя на конкурсах. В 2019 году завоевали две бронзы на международном интеллектуальном марафоне «Bebras». В феврале того же года на республиканском конкурсе «Kazakhstan robotics challenge» получили одну золотую, две серебряные и две бронзовые награды. Потом были призовые места на республиканском конкурсе «Зерде» в городе Кокшетау. В городском центре технического творчества действуют несколько кружков, полезных для будущих IT-специалистов. Преподаватель компьютерной графики и анимации центра Андрей Шевляков рассказал, что после двух лет обучения его подопечные самостоятельно создают анимационные ролики, элементарные игры с авторским визуальным наполнением. - Нынешние дети с техникой на «ты», они с малых лет держат в руках мышку и смартфон. Даже ребята из семей с достатком ниже среднего, у кого дома нет компьютера, с легкостью осваивают азы современных технологий. Потом знакомятся с уже более сложными программами и техникой. Есть ребята, которые планируют поступать в иностранные вузы, чтобы развивать дальше свои навыки. Я напоминаю ученикам, что в сфере IT необходимы постоянная практика и самосовершенствование, - отметил он. Освоить технические специальности не каждому под силу. Многие, в том числе и сами дети, отмечают, что интерес к предмету и успех в его освоении не в последнюю очередь зависят от компетентности и креативности учителя. - Детей с техническим складом ума и склонностью к точным наукам заинтересовать несложно. Нужно лишь задать вектор, а тот, в ком есть исследовательский дух, сам найдет путь, - говорит ветеран педагогики математик со стажем Петр Панасюк. Системный подход к подготовке специалистов инженерно-технических специальностей практикуют в Назарбаев Интеллектуальной школе города Тараза. - Наша школа физико-математического направления, поэтому углубленное изучение профильных предметов подразумевается само собой, - рассказал директор НИШ Тараза Тимур Нуркешов. - Целенаправленно мы готовим учащихся по индивидуальной программе. Наши ученики отдают предпочтение олимпиадному движению или научным проектам. В 9 - 10-м классе выбирают специальность, преимущественно IT или инженерную. В нашей школе созданы все условия для изучения робототехники, программирования, схемотехники. Имеются научные клубы, где ребята могут в режиме факультатива развивать свои знания. Конечно, готовых специалистов на рынок труда поставляют вузы, колледжи и лицеи, но фундамент знаний закладывается еще в школе. По мнению IT-специалиста Николай Кондратенко, занимающегося частной практикой, большинство учащихся обычных школ не так уж и ладят с гаджетами. - Многим из них родители покупают уже готовую к эксплуатации технику с программным обеспечением. Но вот с ремонтом и даже установкой компьютеров пользователи самостоятельно не справляются, из-за чего вынуждены обращаться к нам, частным мастерам, и вновь переплачивать за уже купленную услугу, - сетует он. - Почему же их в школе не учат элементарным вещам, чтобы дети дружили с техникой? Конечно, есть отдельные самородки в сфере IT, но это не показатель. Разумеется, это частное мнение, но к нему стоит прислушаться. В любом случае перед родителями и учителями стоит ответственная задача: разглядеть в ребенке задатки технаря и дать им развиться в знания и навыки.

Алексей ПОЛЯКОВ, фото автора

[gallery ids="35250,35249"]

Самые читаемые статьи недели: