Абаеведение - ядро казахской науки
Понять и прочувствовать всё, что увидел
Когда я пришел в науку, мне было 37 лет. Однако это не помешало дальнейшему изучению наследия великого Абая. Одним из знаковых событий своей судьбы я считаю знакомство в 2005 году с лауреатом Государственной премии РК, доктором филологических наук, профессором, абаеведом Мекемтасом Мырзахметулы. В то время я преподавал казахский язык и литературу студентам Жамбылского гуманитарного колледжа имени Абая в Таразе. Встреча не была случайной, я специально пришел к Мырзахметулы на работу. Моя цель заключалась во введении курса истории абаеведения в гуманитарном колледже имени Абая. Мекемтас-ага сразу же поддержал ее и даже согласился в течение месяца давать уроки. Вручив мне готовую учебную программу курса и учебник, он произнес: «Вы не будете мне платить за лекции». Мы организовали встречу с учащимися на тему «Гуманистические цели Абая». Беседу мы планировали провести за 40 минут. Однако она была настолько интересной и содержательной, что ее пришлось останавливать через два часа. Курс мы ввели в учебный график учащихся колледжа третьего - четвертого курсов. Лекции читал Мекемтас-ага, мне было поручено проводить семинары. В один день он предложил мне поступить в аспирантуру. - У меня четверо маленьких детей. К тому же, наверное, нужно сделать какое-либо открытие, чтобы называться ученым. А я ничего не смыслю в науке. Как же встать на такой путь? - ответил я. - Я поступил в аспирантуру в возрасте 30 лет с пятью детьми и защитил кандидатскую. Если хочешь узнать о науке, ученых, прочти внимательно 45-е Слово Абая, побеседуем, - сказал мне Мекемтас-ага. «Мы не можем придумать науку, мы можем прочувствовать, увидеть и понять уже созданное» - эти слова Абая задели меня за живое. Можно сказать, эта мысль философа стала стимулом для того, чтобы бесстрашно ступить на тернистый путь науки. Я и не заметил, как заинтересовался абаеведением и увлекся наукой. В 2006 году поступил на грантовой основе в аспирантуру Таразского государственного педагогического университета. Мекемтас Мырзахметулы дал мне тему «Автобиографизм в произведениях Абая». Автобиография - это жизнеописание. Итак, мне было поручено открыть биографические сведения в творчестве Абая. Мухтар Ауэзов достаточно глубоко изучил биографию поэта. Этому он посвятил более 40 лет своей жизни. Но моя цель заключалась в том, чтобы узнать, на какие сведения и факты опирался писатель, а также чем бы руководствовался, если бы их не было. На эти вопросы должны была ответить моя диссертация. Я собрал и изучил огромное количество материалов. Читал их, сравнивал, исследовал. Публиковал статьи в городских, областных, республиканских газетах, журналах и сборниках научно-практических конференций. И в 2008 году в книге «Құдайбердіұлы Ш. Шығармалары: Өлеңдері, дастандары. I том. - Алматы: «Жібек жолы» баспа үйі, 2006.» я нашел афоризм Абая, который остался на страницах газеты и не вошел ни в один сборник. Впервые в 1917 году в статье «Ар қарызы» в четвертом выпуске газеты «Сарыарқа» афоризм упомянул Шакарим Кудайбердиулы. Статья была написана в поддержку открытия медресе или назначения стипендии имени Алихана Бокейханова. «Чем угощать сытого, лучше дать еду голодным. Чем зря нежиться дома, лучше подвергнуть голову опасности», - привел Шакарим слова поэта. Увидев этот афоризм, я бросился к 37-му Слову Абая, но там его не оказалось. Тщательно искал афоризм и в академическом двухтомнике. Но и там не нашел. Поискал, обдумал. Сердце чувствовало, что изречение принадлежит Абаю. Сел и написал статью «Неизвестные нам афоризмы Абая». И отнес ее своему научному руководителю Мекемтасу Мырзахметулы. Учитель сказал: «Перепиши статью и опубликуй». Я дополнил статью и в 2009 году опубликовал ее на страницах газеты «Жамбыл-Тараз». Затем ее печатали в нескольких областных, республиканских газетах и журналах. На этом мое исследование касательно найденного афоризма не закончилось. Я искал четвертый выпуск газеты «Сарыарқа» 1917 года и нашел его лишь в прошлом году. Это целая история. Прочитав афоризм в оригинале в газете, я увидел, что в книге присутствует ошибка. «Чем угощать сытого, лучше дать еду голодным. Чем зря тратить мысли, лучше подвергнуть голову опасности», - пишется в оригинале. И правильно не в книге, а в газете, где афоризм был впервые опубликован. Мне нужно исправить афоризм в своих ранее написанных статьях и опубликовать правильный вариант изречения. К 175-летнему юбилею Абая Кунанбайулы будет издан полный сборник произведений поэта. Мы надеемся, что 37-е Слово во ІІ томе сборника пополнится еще одним афоризмом. Разве наш сыновний, гражданский долг не заключается в том, чтобы внести произведение поэта в собственную книгу?! В своей статье «Абай и Казахстан в XXI веке» Президент Касым-Жомарт Токаев уделил особое внимание учению «О целостном человеке». Хотел бы поделиться своими мыслями о полном человеке. Сейчас многие ректоры крупных учебных заведений Казахстана всерьез задумались над введением в учебный график учения «О целостном человеке». Хочу отметить, что первым в истории абаеведения его исследовал, открыл и ввел в научный оборот видный абаевед Мекемтас Мырзахметулы. Раньше на курсах «Абаеведение», «История абаеведения» учение «О целостном человеке» упоминалось вскользь. Специального урока не было. На сегодняшний день появилась необходимость открыть курсы исследования в этом направлении. «…Ученые должны приступить к новым исследованиям. Считаю, что концепция «целостного человека» должна, по сути, стать фундаментальной опорой в любой сфере нашей жизни, в правительстве и образовании, в деловых и семейных институтах», - подчеркнул Президент в своей статье. А это значит, ученые с большим опытом в учении «О целостном человеке» должны сплотиться и сообща приступить к работе. Наш Таразский государственный педагогический университет уже в 2017 году внес в стратегический план пункт об учении «О целостном человеке». Открыт кружок, создана учебная программа, передаем студентам мысли Абая «О целостном человеке». В текущем году около десяти специалистов окончат университет и вместе с дипломом получат сертификаты «Абаевед. Пропагандист учения о полном человеке». В школах они будут готовыми специалистами, которые могут преподавать абаеведение. В следующем году планируем ввести в учебную программу и обучать в качестве дополнительной специальности. У нас есть хоть и небольшой, но опыт. При необходимости готовы им поделиться. Мой вклад - это пропаганда учения «О целостном человеке». Поделиться знаниями с молодыми специалистами. А использовать произведения Абая, читать его стихи и напутствовать народ в коммерческих целях я не буду. Это не дело «целостного человека».Алимбай НАЙЗАБАЕВ, сотрудник НИЦ «Бауыржантану» при Таразском государственном педагогическом университете «Ustaz», абаевед, магистр педагогических наук