Казахские национальные украшения: у каждого свой смысл и история
В экспозиции областного историко-краеведческого музея представлены золотые украшения, датированные III веком до нашей эры. Одно из них в форме оленя с поджатыми ногами и ветвистыми рогами, другое - в виде сидящей на дереве птицы с распахнутыми крыльями, а третье имеет форму пернатого хищника с развернутой головой. Обращают на себя внимание нашивные элементы мужского костюма из курганного могильника Жетытобе в Жамбылском районе. Среди них светло-желтая обойма, а также рогообразная, полусферические, треугольные, округлые, ромбовидные и прямоугольные бляшки из листового и штампованного металлов темно-желтого цвета с разным числом отверстий для пришивания. Особенно интересна крестовидная бляшка из голов хищных птиц. - Всего их найдено 47. Нашивки обнаружили в 2011 году при исследовании сакских курганов, - рассказала директор историко-краеведческого музея Жамбылского района Гульбагира Бекжанова. - Существует предположение, что они принадлежали еще одному «золотому человеку», который находится именно в Жетытобе и ждет своего часа. Для подтверждения этой версии необходимо провести дополнительные археологические раскопки. Уверена, что дальнейшие исследования расставят все точки над i. Между тем надо сказать, что наши предки предпочтение отдавали серебру. И это не простая прихоть, а практическая необходимость. Дело в том, что в степи всегда были проблемы с питьевой водой. Ее пили, если везло, из родников, но в основном брали из водоемов и рек, где качество воды все же оставляло желать лучшего. Не секрет, что серебро обладает сильными бактерицидными свойствами. Для обеззараживания благородный металл опускали в воду. Именно по этой причине серебро - необходимый металл, и он должен был быть всегда под рукой у степняка. И наиболее удобная форма - это браслеты, которые были в буквальном смысле на вес золота. Следовательно, чем больше серебра попадало в воду, тем быстрее и лучше проходил процесс ее очищения. Поэтому и делали браслеты зачастую широкими и массивными.Михаил ТЁ, фото автора