Общество

Неограниченные возможности

Неограниченные возможности

Реабилитационный центр помогает инвалидам найти себя

Инвалидов первой и второй групп здесь не называют пациентами - они клиенты. Раз клиенты, то и сервис соответствующий - одноместные и двухместные номера, а не палаты, как в больнице. Областной центр реабилитации и адаптации инвалидов на 17 коек был открыт в ноябре 2008 года в маленьком старом домике, в прошлом году учреждение переехало в трехэтажное здание, где могут получить помощь 284 человека. Реабилитация в зависимости от степени заболевания проходит от 42 дней до шести месяцев. Сегодня здесь проходят адаптацию инвалиды только первой и второй групп. 

Уйти или остаться

Теплое участие персонала делает свое доброе дело, многие инвалиды возвращаются к полноценной жизни и даже выходят замуж и женятся. Со дня основания центра здесь образовалось десять семейных пар. - Амангельды Айжанов попал к нам с глубокой депрессией, а сейчас женился, открыл свое дело, жена ему сына родила. Шолпан Сурамбаева, несмотря на недуг, разбила на территории центра цветник, ухаживала за ним. Тут и встретила вторую свою половинку Романа Кима. Сейчас у них уже две дочери. У Саяхата Жансеитова, инвалида первой группы, и Ляззат Буркетбаевой, инвалида второй группы, - крепкая семья. Их малышке скоро исполнится полтора года. Я всех наших ребятишек зову внуками, - радуется за своих подопечных директор учреждения Ескендир Жунусов. Условия в областном центре реабилитации и адаптации инвалидов таковы, что «гости» плачут, когда приходит время отправки домой, а есть и такие, которые скучают по дому, только вот дома их не ждут. В кабинет заместителя директора по социальным вопросам Карлыгаш Бибазаровой решительно ворвалась женщина с требованием оставить отца-инвалида в центре на неопределенное время. На вопрос, с какого времени пенсионер находится на реабилитации, она даже не смогла ответить, не помнила, оказалось, с начала февраля. Несмотря на доводы врачей, что старику, отлежавшему пять месяцев на койке, надо хоть иногда дома побывать, дочь не просила, а настойчиво требовала оставить папеньку до окончания ремонта в ее доме. У каждого свои ценности...  

Условия, а не условности

284 человека с ограниченными возможностями находятся под опекой четверых врачей: терапевта, двух невропатологов, ортопеда и психологов, а также среднего медперсонала. Так, согласно штатному расписанию на одну медсестру и одну санитарку приходится 60 инвалидов. Коллектив центра старается создать подопечным все условия для относительно полноценной жизни. На казенном языке это называется оказание услуг. Два трудовика занимают инвалидов творчеством. Работ, которым могут позавидовать профессиональные швеи, вышивальщицы и художники, накопилось немало. А ведь до прихода в центр люди и не подозревали о своих талантах. К примеру, инвалид второй группы Азамат Катамбаев оказался замечательным чтецом, дикции которого мог бы позавидовать диктор любого телевидения. Учат своим примером силе духа и воле к победе участники и чемпионы Паралимпийских игр, отстаивающие честь нашей страны на международной спортивной арене, Зульфия Габидуллина, Оскен Атабаев, Жаныл Балтабаева. К тому же недавно Жаныл получила красный диплом Жамбылского гуманитарного колледжа. - Вот бы нам сюда бассейн и спортивный зал для того, чтобы люди с ограниченными возможностями могли заняться поначалу хотя бы физкультурой, а затем, возможно, смогли бы представлять наш регион на больших соревнованиях, - мечтают постояльцы центра.  

Теплое слово — залог здоровья

Надежда Шаповалова не просто психолог, она та жилетка, в которую можно не только поплакаться, но и получить ценный совет. - Как не может быть нарушена психика, когда человек постоянно находится в четырех стенах, будь он горожанин или сельский житель? Мы терпеливо идем к тому, чтобы завоевать доверие наших клиентов. Они находятся в замкнутом пространстве не только физически, но и духовно. Наша задача - вывести человека из этой ситуации. Как ни странно, у нас не существует языкового барьера. Доброе слово всегда найдет путь к сердцу, - уверена Надежда Викторовна. Добрыми клиенты центра единогласно называют руководителей двух областных драматических театров, которые не забывают их приглашать на премьеру новой постановки, и студентов местных вузов и колледжей. - Мы по любому поводу стараемся устроить нашим клиентам праздник. Есть те, которые ни разу за свою долгую жизнь выступление, пусть даже самодеятельных артистов, не видели. Награждаем их, правда, спонсорами выступаем сами - собираем со всего коллектива деньги на подарки. Шефов у нас нет, - говорит Н. Шаповалова. Оказалось, что легче всего работать с мужчинами, чем с женщинами. Сильная половина более доверительно относится к специалистам, а слабая - к профессиональному мнению психолога относится настороженно. При этом с молодыми людьми работать легче, чем с возрастными, которые часто проявляют недоверие и скептицизм. Но для психологов все клиенты - дети, капризные дети. Связи со своими подопечными они не теряют. За консультацией или советом могут позвонить и в двенадцать часов ночи.  

Бытовая ситуация

На кухне - чистота. Это специальная комната, где инвалидов учат самостоятельно управляться по хозяйству. Кухонной утвари мало. Необходимы миксер, соковыжималка, пятилитровый казанок, мясорубка, пылесос, духовой электрический шкаф, тостер и так, по мелочи. А как без этого научить женщину самообслуживанию, а тем более домоводству? Мужчинам легче: у них на этаже стоит большой теннисный стол, где они азартно «рубятся» в теннис. В 2013 году должно начаться строительство нового корпуса, где будут размещены актовый зал, администрация, прачечная. У директора центра Ескендира Жунусова есть далеко идущие планы, направленные на реабилитацию прекрасной половины человечества: - У меня мечта - открыть здесь еще зубоврачебный кабинет и салон красоты. 70 процентов наших клиентов - женщины, которым нужны парикмахер, мастер по маникюру и голливудская улыбка. Ухоженная и красивая женщина, даже инвалид, не может чувствовать себя обделенной. Вторая проблема, которую Ескендир Белибекович считает, что нужно решать моментально, - обеспечить своими услугами инвалидов, проживающих в отдаленных населенных пунктах. Оказалось, что 70 процентов клиентов - горожане. - Из такого большого района, как Кордайский, у нас нет ни одного человека. И таких примеров я могу привести множество. Создается впечатление, что районные отделы социальной защиты не хотят ломать голову над тем, как адаптировать инвалидов к повседневной жизни.

Сауле СЕЙДАХМЕТОВА, фото автора