Меню

Не только право, но и ответственность

Не только право, но и ответственность

Не только право, но и ответственность Не только право, но и ответственность
Фото из открытого источника

В Казахстане введён в действие новый закон о митингах

25 мая Главой государства Касым-Жомартом Токаевым подписан Закон «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан». Об основных положениях этого важного документа редакция газеты «Знамя труда» попросила рассказать заместителя руководителя управления внутренней политики акимата области Махпал Досымбекову. - Махпал Сатыбалдиевна, какие базовые принципы и новшества прописаны в законе о собраниях граждан? - Как известно, на заседании Национального совета общественного доверия Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил разработать новый закон о мирных собраниях. На основе полученных предложений и ведущих международных практик был предложен целый ряд нововведений. Надо понимать, что митинги - это не только право, но и ответственность. В основных положениях законопроекта прописаны базовые принципы мирных собраний - ненасильственный характер, безопасность мероприятия и его законность, а также обеспечение порядка, охраны здоровья и добровольность участия. Также хочу отметить следующие положения нового закона. Во-первых, внедрен уведомительный порядок для проведения мирных собраний в форме митингов, собраний, пикетов. Теперь организатору достаточно уведомить местные власти о том, что он планирует провести митинг, собрание или пикет. При этом сокращены сроки уведомления о мирном собрании. Уведомление о проведении собрания, митинга или пикетирования подается за пять рабочих дней. Акиматы должны отреагировать в течение трех рабочих дней. Заявления о согласовании демонстрации или шествия подается за десять рабочих дней, срок его рассмотрения сотавляет семь рабочих дней. Также законом предусмотрено оказание содействия организатору в проведении мирного собрания, закреплены статус, права и обязанности организаторов и участников мирных собраний. Введен институт агитации. Установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в проведении мирных собраний. - Так что же может быть основанием для отказа в проведении мирного собрания? - Оснований несколько, и исходят они от намерений организаторов собрания или митинга. Власть не позволит проводить собрания, если их целями являются насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Республики Казахстан, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, нарушение других положений Конституции, законов и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. Откажут в проведении митинга или собрания в том случае, если существует угроза государственной безопасности, общественному порядку, охране здоровья, защите прав и свобод других лиц; если организатором мирных собраний нарушены сроки уведомления о проведении мирных собраний (за пять дней) или заявления о получении согласования (за десять дней). Отказ также может быть в случае представления неполной информации; в случае установления недостоверности представленных документов или несоответствия документов, данных и сведений, необходимых для проведения мирных собраний, требованиям; если финансирование организации и проведения мирных собраний осуществляется физическими лицами и (или) юридическими лицами, включенными в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием распространения оружия массового уничтожения, и (или) в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма; юридическим лицом, деятельность которого приостановлена или запрещена в установленном законом Республики Казахстан порядке; иностранцами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами. При введении чрезвычайного, военного положения или правового режима антитеррористической операции на период их действия проведение мирных собраний может быть запрещено или ограничено в порядке, установленном законами РК «О чрезвычайном положении», «О военном положении» и «О противодействии терроризму». Запрет также будет обоснованным, если предполагаемое количество участников превышает нормы предельной заполняемости специализированных мест для организации и проведения мирных собраний; если в предполагаемое время проведения таких мероприятий в специализированных местах для организации и проведения мирных собраний запланировано проведение других официальных, культурных, зрелищных культурно-массовых, физкультурно-оздоровительных, спортивных и иных мероприятий, осуществляются строительно-монтажные работы. - А если поводов для отказа нет, что обязаны сделать местные органы власти? - В случае отсутствия оснований для отказа акиматы обязаны оказать содействие организаторам в проведении мирного собрания и совместно с правоохранительными органами обеспечить охрану общественного порядка, оказание медицинской помощи и пожарную безопасность. Но в случаях нарушения организаторами или участниками собрания законодательства акиматы имеют право приостанавливать и прекращать мирное собрание. Оснований для приостановления мирных собраний несколько. Во-первых, если во время проведения мирных собраний по вине его участников произошло нарушение правопорядка, не влекущее угрозы для жизни и здоровья людей, представитель местного исполнительного органа вправе потребовать от организатора мирных собраний самостоятельно или совместно с ним устранить данное нарушение. Во-вторых, в случае невыполнения законного требования об устранении нарушения на установленное время. При устранении нарушения проведение мирных собраний по согласованию между их организатором и представителем местного исполнительного органа продолжается. И, в-третьих, если нарушение не было устранено по истечении времени, установленного представителем местного исполнительного органа, мирные собрания должны быть прекращены. - Что может послужить основанием для прекращения мирных собраний? - Основанием для этой меры является создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, общественному порядку и (или) общественной безопасности, причинения ущерба имуществу, в том числе в результате превышения нормы предельной заполняемости специализированного места для организации и проведения мирных собраний. Сюда же входит разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, призывы к насильственному свержению конституционного строя, посягательству на территориальную целостность РК, а также нарушение других положений Конституции, законов и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. К другим причинам относятся такие как изменение формы проведения мирных собраний и истечение времени проведения мирного собрания. В случае невыполнения требования о прекращении мирных собраний сотрудники органов внутренних дел принимают необходимые меры по принудительному прекращению мирных собраний. - Махпал Сатыбалдиевна, могут ли местные исполнительные органы уже сегодня давать или не давать разрешение на проведение мирных собраний граждан? - Хочу подчеркнуть, что закон вступил в силу 6 июня текущего года, по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования. Но в соответствии с требованиями Закона РК «О правовых актах» в настоящее время местные представительные и исполнительные органы направляют проекты нормативного правового акта, касающегося прав, свобод и обязанностей граждан, в общественные советы. Срок, устанавливаемый для представления рекомендаций, не может быть менее десяти рабочих дней с момента его поступления в Общественный совет. Вместе с тем закон предусматривает публичное обсуждение проектов концепций законопроектов и проектов нормативных правовых актов на интернет-портале открытых нормативных правовых актов. Необходимо отметить, что законом не определена последовательность данных процедур. Таким образом, действующий порядок позволяет проводить их одновременно. В совокупности указанные процедуры займут десять рабочих дней (с 8 июня по 19 июня 2020 года). После принятия акт направляется в органы юстиции для регистрации, которая проводится в течение пяти рабочих дней. Процедура принятия нормативно-правового акта будет окончена к концу месяца. Поэтому местные исполнительные органы пока не могут давать разрешения на митинги без прохождения всей процедуры согласования. На сегодня местными исполнительными органами в городе Таразе и районах определены 12 специализированных мест для проведения мирных митингов и собраний и 12 маршрутов. С проектами решений местных маслихатов жители могут ознакомиться на портале «Открытые НПА», а также поучаствовать в обсуждении. Нам важно мнение каждого жителя нашего региона.

Кукен ОРШАБЕКОВ

Самые читаемые статьи недели: