Парида Мамедова:
Парида Мамедова:
«Нам надо учиться культуре межэтнической толерантности»
С первых лет независимости Казахстан сделал выбор в пользу формирования гражданской, а не этнической общности, с учетом интересов всех этносов, проживающих в республике. По мнению большинства казахстанцев, в республике сложились дружеские отношения между людьми разных национальностей. В то же время в сфере межэтнических отношений есть проблемы, о которых нельзя умалчивать. Доцент Таразского государственного университета имени М. Х. Дулати, кандидат философских наук, заведующая кафедрой Ассамблеи народа Казахстана Парида Мамедова - человек вполне компетентный в вопросах межнациональных отношений. Этой сфере она посвятила многие годы научной деятельности и имеет собственное мнение относительно состояния и проблем в ней. Корреспондент газеты «Знамя труда» пригласил ученую на откровенный разговор по актуальной теме. - Парида Иманжановна, как известно, какое-то время научные исследования межэтнических отношений оставались как бы на заднем плане. Нынче востребованность в этих исследованиях возросла. Свои наработки в этом направлении имеются и на кафедре Ассамблеи народа Казахстана ТарГУ. Расскажите, пожалуйста, о ее деятельности. - Мы занимаемся не столько образовательным компонентом, сколько исследовательскими задачами и уже после проведения исследования выстраиваем работу по необходимому обучению. То есть мы не обучаем просто так, по ранее запланированным темам, а строим свою работу в соответствии с трендами в сфере этнополитики. Нашей кафедре четыре года, а исследования в сфере этнических отношений мы проводим уже около десяти лет. Моя кандидатская диссертация так и называется: «Формирование культуры мира и межэтнической толерантности». На этнический фон влияют такие факторы, как количество этносов, проживающих в регионе, миграционные настроения граждан, социальное самочувствие, уровень межличностного взаимодействия. Конфликты у нас происходят в основном на бытовой почве: где-то что-то не поделили, кто-то начал дебоширить, нарушил чьи-то имущественные интересы и так далее. А впоследствии выяснение отношений может принять характер этнического или религиозного конфликта. Слава богу, в Казахстане этнических конфликтов не зафиксировано. Инцидент считается этническим, когда он начинается как таковой. Конфликты между людьми, происходившие в Казахстане, в том числе Жамбылской области, не начинались как этнические. В их основе были интересы каких-либо организованных преступных групп, или же они происходили под влиянием определенных лиц в период предвыборных кампаний. Это может быть мелкий бытовой конфликт, переросший в межнациональный вследствие компактного проживания отдельных этнических групп на определенных территориях. Особенно тревожно, когда эти территории расположены непосредственно у Государственной границы, что способствует разрастанию масштабов происшествия. Примером тому недавние трагические события в Кордайском районе, когда уровень миграции местного населения за один день превысил годовую норму. За 2-3 часа казахстанско-кыргызскую границу пересекли сотни жителей только одного населенного пункта. Если бы подобный конфликт происходил в центральной части Казахстана, то он имел бы совершенно иной окрас и другие последствия. Географическое расположение - это тоже фактор риска, который непременно надо учитывать. - Вы являетесь заместителем председателя научно-экспертной группы АНК Жамбылской области. Как Вы оцениваете ситуацию с межэтническими отношениями на данный момент? - Характер взаимоотношений в нашем социуме вполне стабильный. Проведенный мониторинг показывает, что 73,8 процента респондентов характеризуют межэтнические отношения как дружественные и спокойные, в том числе как дружественные - 44 процента, как спокойные - 29,8 процента. Но когда мы задаем вопросы о качестве этих отношений, интересуемся, как люди воспринимают представителей других этносов, выявляем индикаторы толерантности, то наблюдаем весьма интересную картину. В большей степени наши граждане хотели бы видеть представителя иной национальности в качестве соседа, коллеги, друга. Когда же задается вопрос касательно его присутствия в семье, то ответы зачастую следуют уклончивые. И обвинять людей в этом не стоит. Быть дружелюбным, миролюбивым и болеющим за судьбу страны не означает полностью стереть свой идентификационный код. Не зря в программной статье ««Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Первый Президент Казахстана - Елбасы Нурсултан Назарбаев говорит о важности сохранения национального кода. Национальный код напрямую связан с проблемой идентичности, а идентичность этническая у каждого своя, поэтому здесь нужно учитывать право человека называться представителем своего этноса. Тем более что среди 87 этносов, проживающих в Жамбылской области, есть такие сообщества, которые рискуют потерять свои национальные особенности, и это даже не всегда малые этнические группы. Вот, например, среди корейцев и немцев сегодня наберется лишь около десяти процентов знающих в совершенстве родной язык. Есть этнические группы, которые хорошо знают родной язык, но абсолютно не интересуются культурой своего народа, не знают представителей искусства, науки среди своих сородичей. Например, практически все дунгане знают родной язык, но лишь немногие умеют читать и писать на нем. Подобное явление может привести к тому, что через 10 - 20 лет их язык может сохраниться лишь как бытовой. Для нас же важно, чтобы они сохранили свою культурно-историческую сущность, тогда и конфликтов будет меньше. - Парида Иманжановна, мне известно, что Вы ведете большую исследовательскую работу в местах компактного проживания этносов. Какие вопросы являются актуальными в этой социальной среде? - В Жамбылской области проживают компактно в основном пять этносов: курды, дунгане, турки, азербайджанцы, узбеки. Для некоторых из этих этносов характерна и клановость. Недавнее изучение курдской этнической группы удивило: одна семья настолько многочисленна, что расселилась почти на полпоселка. Но то, что является риском, может стать и достоянием. Все зависит от того, насколько правильно мы выстроим психологическую атмосферу и политику взаимодействия разных этносов. Мы часто произносим и слышим пафосные слова о патриотизме, о роли государствообразующего этноса, но механизмы создания психологического климата и взаимодействия у нас недостаточно выстроены. Не допустить конфликта можно лишь при условии, когда у нас будут здоровые человеческие взаимоотношения, понимание. Когда мы будем слышать, а не только говорить. Сегодня же мы пока слышим только себя, а не оппонента. Когда мы говорим об этнических взаимоотношениях, мы не должны упускать из виду конфессиональный, религиозный аспект. И разделять эти тонкие сферы ни в коем случае нельзя. К слову, профессионально работает в этом направлении центр изучения проблем религий акимата Жамбылской области. Сотрудники центра постоянно проводят мониторинг ситуации с выездом в отдаленные села, знают реальную картину и проблемные вопросы по тем или иным социальным группам. Но ясно одно: нужно менять подходы к работе, надо выстраивать отношения с этнокультурными объединениями по месту их проживания. Нашим чиновникам следовало бы почаще наведываться в отдаленные от областного центра населенные пункты. В период выборов я убедилась в том, что крайне слабо поддерживается связь с отдаленными селами Шуского и Кордайского районов. Важно довести до каждого гражданина мысль о личной ответственности за разжигание этнической розни, необоснованные выпады, враждебное отношение к другим этносам. Такие действия характеризуются в цивилизованном мире как преступление против человечества и жестко караются законом. Но мы видим такие проявления в социальных сетях, на неофициальных интернет-ресурсах. И необразованный человек воспринимает такие выпады как руководство к действию. - Вопросы этнических взаимоотношений непосредственно связаны с социальными проблемами, которых у нас, к сожалению, еще предостаточно. Что Вы можете сказать по этому поводу? - В категории риска всегда безработные. Социально обездоленный считает, что во всем виноваты богатые либо другие, а если в одном лице и богатый, и другой, значит, он дважды виноват. Это стереотипы, которые надо ломать. Сегодня недостаточно лишь восхвалять культуру и традиции того или иного этноса. Важнее создать необходимые социальные условия для его развития. Государством в этом направлении делается многое. Надо до людей доходчивым языком довести преимущества и выгоды госпрограмм по поддержке предпринимательства, трудоустройству, льготному кредитованию и субсидированию. Эти программы нужно активно пропагандировать и среди компактно проживающих этносов. Ведь в них тоже есть потенциальные группы риска или социально уязвимые. Работу с ними должны вести грамотные сотрудники госорганов, способные довести сведения о преимуществах госпрограмм до людей с разным уровнем образованности и восприятия. Убедившись, что их услышали, что им желают помочь, люди будут по-другому относиться к тому, что исходит от государства. А пока же мы видим, что уровень доверия населения к полиции, суду, прокуратуре снизился. И на то, видимо, есть серьезные причины. Добропорядочности следует обучать с раннего детства. Не надо культивировать то, что, возможно, считалось важным в прошлом. Пора уже быть более критичным при изучении и применении национальных традиций и обычаев. То, что когда-то говорили и делали наши предки, не всегда приемлемо в современных условиях. Не поэтому ли до настоящего времени так живуч в нашем обществе трайбализм? Для меня очень важно, чтобы человек знал шежіре, гордился своей родословной. Но это знание должно оставаться на культурно-социальном уровне и никоим образом не влиять на общественные и государственные интересы. - Вернемся к событиям, случившимся в Кордае в феврале текущего года. Почему такое произошло, в чем глубинные причины трагедии? - Причины конфликта в Кордайском районе я могу оценивать только с позиции ученого. Еще в 2017 году все риски с точностью до 80 процентов были указаны в наших исследованиях. Это - криминогенная ситуация на границе с возможными клановыми делениями на зоны влияния, этнические мотивы. А риск влияния идет еще со стороны поставщиков и получателей контрафактного товара, и за все это отвечают определенные коррупционно настроенные личности. На эти риски тогда не обратили должного внимания. А тем временем жители сел открыто говорили о том, как перевозятся наркотики, как незаконно переходят границу жители соседнего государства и зарабатывают у нас, а наши деньги уходят в Кыргызстан. В то же время сельчане не могут трудоустроиться. Кроме того, местные авторитеты влияли на мировоззрение жителей приграничных сельских округов, в том числе наблюдалось повышенное внимание к религиозным принципам воспитания, что создает риски в воспитании патриотических чувств у подрастающего поколения. О какой-то неприязни по национальному признаку в этом случае говорить не приходится. По всей вероятности, криминальным группам было выгодно разыграть этническую карту ради собственных интересов. Над этим сейчас работают компетентные органы, и положительные подвижки уже есть. Местные жители говорят, что сейчас на приграничной территории стало безопасно. Есть и другие аспекты, так или иначе повлиявшие на сложившуюся ситуацию. Жители села Каракемер заняты в основном животноводством, жители Сортобе и Масанчи - земледелием. Но совместного бизнеса, точек соприкосновения у них нет. Это обстоятельство тоже нельзя назвать положительным в деле укрепления дружеских отношений. И еще. Занятие животноводством и земледелием дает хорошие доходы. Но когда человек самодостаточен, он начинает игнорировать многие вещи, исходящие от государства. Поэтому нам нужно сделать все возможное, чтобы люди соблюдали законы государства и этические нормы по своему внутреннему убеждению и гражданскому долгу. Пусть экономически наши граждане будут самодостаточными, но при этом мы все с уважением должны относиться к государственным символам и законам Казахстана, к государственному языку. Сейчас местные власти начинают исправлять ситуацию. В пострадавших населенных пунктах развернулось масштабное строительство. Жизнь постепенно входит в нормальное русло. Одновременно надо решать и проблемы, на которые ранее не обращали внимания. К примеру, в местных учреждениях здравоохранения остро ощущается нехватка квалифицированных специалистов. За медицинской помощью людям приходится ехать в районный центр, или же в Алматы и Бишкек. Значит, нужно создать бытовые условия, чтобы хорошие врачи не уезжали из села. Местным исполнительным органам следует позаботиться и о строительстве дополнительных объектов родовспоможения, дошкольного воспитания. Нужны здесь и учреждения профессионально-технической направленности. В этом деле надо использовать возможности государственно-частного партнерства. Ведь когда человек здоров, образован, обеспечен работой, он более уважительно будет относиться к государству и представителям госорганов на местах. И еще хотелось бы сказать вот о чем. Дунганские ребятишки - очень спортивные. Среди них немало чемпионов по восточным видам единоборств. Но чемпионский титул они завоевали не на своей Родине, а в соседнем Кыргызстане. И это обидно. А все потому, что в кордайских селах недостаточно хороших спортивных объектов. И кто знает, может быть, из-за отсутствия соответствующих условий для юных спортсменов мы лишились олимпийского чемпиона из Кордая. Так что надо развивать медицинскую, образовательную и спортивную инфраструктуру. Иначе нам не добиться желаемых результатов. Дунгане - народ трудолюбивый. Их личные подсобные хозяйства раскинулись на больших площадях. Надо дать людям возможность плодотворно трудиться и хорошо зарабатывать. С этой целью, на мой взгляд, следует более гибко проводить налоговую политику. Уверена, что в конечном итоге это положительно отразится и на качестве продукции, и на ее цене. Сейчас правительства экономически развитых стран делают ставку в основном на малые фермерские хозяйства, поскольку все больше потребителей ориентируются на их продукцию, которая по качеству отличается от продукции крупных агроформирований. Проект по финансовой поддержке личных подсобных хозяйств и улучшению жизни сельчан, начатый в нашем регионе в прошлом году, очень хорошо встраивается в общее агропространство региона. Поучиться у дунган можно не только трудолюбию. Они одними из первых протянули руку помощи жителям Мактааральского района Туркестанской области, пострадавшим от наводнения. А то, что среди дунганской молодежи мало тех, кто владеет казахским языком, - это не только их упущение. Здесь важно консолидировать силы госорганов и гражданских институтов для усиленного развития государственного языка и вопросов военно-патриотического воспитания в местах компактного проживания граждан. - Наверное, есть проблемные вопросы и в других этнических группах, проживающих на территории нашего региона? - Ваш вопрос сводится к понятию «внутриэтнический компонент». Безусловно, он присутствует. К примеру, почему-то нет тесного взаимодействия между турками из Байзакского и Кордайского районов. На территории области проживает группа немцев, которые придерживаются православной религии, но создали свою епархию. Существует в этнообъединениях и проблема лидерства. Многие представители того или иного этноса, к примеру курдского, не знают руководителей своих этнообъединений. Кстати, среди многих этнических групп Казахстана, в том числе и у нас в области, зарегистрированы сразу несколько этнообъединений. Во избежание возникновения новых рисков нужно упорядочить и системно организовать работу по привлечению «молчащих» объединений к активной работе с населением. Здесь высока роль самих граждан и гражданских институтов на местах, так как ни секретариат, ни эксперты АНК не полномочны вмешиваться в их внутренние дела. Надо открыто сказать и о том, что в последнее время снизился уровень доверия к маслихатам, общественным советам разных уровней. Люди в большинстве своем не знают депутатов, они запутались в названиях многочисленных советов, в которых заседают в основном люди преклонного возраста, не имеющие принципиальной позиции. Я за открытый конструктивный диалог общественности и исполнительных органов. Власть должна знать, что творится в обществе, и при этом оперативно реагировать на вызовы. К сожалению, на протяжении долгого времени бывшее руководство области игнорировало наши исследования. Теперь же я вижу, что к нам прислушиваются. Аким области Бердибек Сапарбаев учитывает мнение общественности, и это обнадеживает. Как обнадеживает и то обстоятельство, что все представители этнокультурных объединений, с которыми я повседневно общаюсь, идентифицируют себя с Казахстаном. «Здесь наш дом», - говорят они. - Благодарю за обстоятельный и доверительный разговор. Мы все хотим, чтобы Казахстан оставался родиной для всех, кто здесь проживает, где царят дружба и согласие. Пусть так и будет!Кукен ОРШАБЕКОВ, фото Юрия КИМА