Новости

Плюсов меньше, чем минусов

Плюсов меньше, чем минусов

Реальная поддержка агросектора требует бюджетных вливаний

Депутаты Сената Парламента РК Муратбай Жолдасбаев, Алимжан Куртаев, Нурлан Кылышбаев, Едил Момытбеков, Абдалы Нуралиев, Ерик Султанов и Манап Кубенов направили депутатский запрос Премьер-Министру страны Аскару Мамину касательно развития агросектора. Сенаторы считают, что финансовая поддержка агросектору оказывается не в полной мере. По мнению депутатов, это стало следствием ряда системных просчетов в реализации государственных программ развития агропромышленного комплекса.

Реализация госпрограмм на контроле?

В подтверждение текущей ситуации сенаторы привели статистику. Начиная с 2010 года, в Казахстане было принято три госпрограммы, и третья действующая госпрограмма развития АПК завершится в 2021-м. Сенаторов возмущает тот факт, что программа финансово не подкреплена, и они сомневаются в ее выполнимости. «В программе заложены все целевые индикаторы с соответствующим объемом финансирования по годам. Согласно программе, в 2018 году из необходимых 454,2 миллиарда тенге было выделено всего 342 миллиарда тенге, недофинансирование составило 112 миллиардов тенге. В 2019 году из плановых 507,6 миллиарда тенге выделено 422 миллиарда тенге, недофинансирование на 85 миллиардов тенге. Как следствие, по итогам 2019 года Министерством сельского хозяйства из плановых 40 показателей результатов, определенных в программе, достигнуто только 25. В целом получается, что на одну из сложнейших отраслей экономики выделяется столько, сколько составляет бюджет одной области. При этом в недостижении поставленных целей опять станут обвинять Минсельхоз, а остальные будут сторонними наблюдателями. Таким образом, нет никакой коллективной ответственности за реализацию программы. В этой связи уместен вопрос: зачем вообще принимаются государственные программы, если они финансово не подкреплены, не обеспечены и в целом сомнительны в выполнимости? Отметим, что аналогичная ситуация была и с предыдущими госпрограммами развития АПК», - говорится в депутатском запросе.

Увеличить производительность труда

Особую тревогу у депутатов вызывает производительность труда в АПК. Она составляет пять тысяч долларов США на человека и не выдерживает сравнения даже с соседями по Таможенному союзу. Сенаторы привели в пример Россию, где производительность труда составляет 18,4 тысячи долларов США, и Беларусь - 33,5 тысячи долларов США. Депутаты верхней палаты Парламента РК считают необходимым к 2022 году увеличить в Казахстане производительность труда и экспорт в 2,5 раза. Также ими были обозначены пути достижения данных показателей. Это диверсификация посевных площадей, увеличение площадей под высокорентабельные культуры, такие как чечевица, лен и соя, пользующиеся высоким спросом. На решение этих задач направлена сегодня деятельность Министерства сельского хозяйства.

Всё давно изношено

Также сенаторов возмущает техническая оснащенность агросектора, от чего, кстати, тоже зависит увеличение производительности труда. Отчеты Министерства сельского хозяйства с 2000 года показывают, что 80 процентов техники изношено, низок показатель ее обновляемости. Было отмечено, что за 20 лет страна не сдвинулась ни на один шаг в решении данного вопроса. «Технический прогресс движется ускоренными темпами, каждые 5 - 10 лет выпускается новая современная, с высокой производительностью и с внедренными последними достижениями инженерно-технических решений техника, снижающая затраты на производство и существенно увеличивающая отдачу полей. А то, что мы имеем 70 процентов техники со сроком службы 15 и более лет, это уже говорит о многом, - сетуют депутаты. - Сельскохозяйственный университет имени Сейфуллина в Карагандинской области, соблюдая точечную технологию, то есть вспахал, посеял, внес необходимое количество удобрений тогда, когда это надо, на выходе получил 50 центнеров с гектара. Также это видно по результатам таких крупных хозяйств, как «Зинченко», «Родина» и многих других, обладающих необходимым количеством техники. Они вносят нужное количество удобрений, соблюдают всю технологическую цепочку, тем самым менее зависимы от небесной канцелярии, получают стабильные урожаи из года в год. Если Правительство ставит огромные задачи перед тружениками села в целях обеспечения продовольственной безопасности, то должно быть и соответствующее финансовое обеспечение мероприятий, заложенных в программе».

Неплодородная почва

Также критике подвергся показатель внесения удобрений. Казахстанцы с учетом всех хозяйствующих субъектов вносят всего пять килограммов удобрений на один гектар земли. Сенаторы уверены, что, имея свою химическую отрасль и производителей химических удобрений, таких как «Казфосфат» и «КазАзот», отечественные аграрии могли бы в полном объеме дать земле все необходимое. Депутаты привели данные отгрузки «Казфосфатом» удобрений отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям: в 2017 году было отгружено 113000 тонн аммофоса, в 2018 году - 129000 тонн, в 2019 году - 91000 тонна и в 2020 году - всего 50000 тонн. «Подводя итоги каждого года, мы делаем заключение о низкой урожайности и о низких качественных показателях полученного зерна. И откуда взяться качественной сильной пшенице, если из земли мы выжимаем все, что можно, не давая взамен ничего, и это, можно сказать, путь в никуда. При соблюдении технологий применения минеральных удобрений урожайность, к примеру, зерновых, можно поднять до 35 - 40 центнеров с гектара. Соблюдая всю технологическую цепочку производства, только по производству зерновых государство могло бы уйти еще от советских показателей урожайности в 10 - 12 центнеров с гектара и увеличить урожайность полей до 20 - 25 центнеров с гектара, обеспечить валовый сбор зерновых до 30 миллионов тонн. Как следствие, это позволит увеличить и экспортный потенциал, в разы поступление инвалюты в казну», - уверены авторы запроса.

Нужны финансовые вложения

Подводя итоги, сенаторы отметили, что только обеспечив достаточную государственную финансовую поддержку отрасли, доведя ее до уровня ближайших соседей по Евразийскому экономическому союзу (уровень поддержки в России - 6,3 процента от ВВП, Беларуси - 8,1 процента, Казахстане - пять процентов), увеличив инвестиционное субсидирование до 50 процентов на обновление техники, обеспечив возможности применять необходимое количество удобрений и субсидировав его до 70 процентов, можно достичь необходимых результатов. Кроме того, они считают, что надо в полной мере оказать финансовую поддержку сельскохозяйственной науке, разработать минимальный стандарт цифровизации отрасли, обеспечить длинными дешевыми кредитами хозяйствующие субъекты, стабильность цен на энергоносители. Эти меры дадут возможность хоть как-то сдвинуть с места одну из сложнейших отраслей экономики. «Глава государства Касым-Жомарт Токаев поставил развитие АПК и продовольственную безопасность страны в основу развития новой экономической политики государства. Если не принять корректировки точечного плана, то поручение может быть неисполненным. В этой связи просим принять меры и дать соответствующие поручения», - говорится в депутатском запросе.

Очевидный прирост

Впрочем, в управлении сельского хозяйства акимата Жамбылской области говорят, что госпрограммы поддержки агропромышленного комплекса в нашем регионе дают положительный эффект. - Благодаря трепетному отношению аграриев к земле аграрная отрасль региона на протяжении многих лет остается одной из самых передовых по республике. Причин, по моему мнению, несколько. Так, именно в сельском хозяйстве, по статданным, занято 87 процентов населения. Доля сельского хозяйства в ВВП за последние несколько лет составляет не менее 10 процентов. Стержневая отрасль экономики обеспечивает потребности по 18 наименованиям социально значимых продуктов, - отмечает руководитель отдела экономики управления сельского хозяйства Толебек Кулекеев. - Что касается выполнения индикаторов, то за последние два года даже перевыполнены планы по семи основным индикаторам. Инвестиции в основной капитал сельского хозяйства в прошлом году составили 29 миллиардов тенге при плане 26 миллиардов. Объем инвестиций в основной капитал производства продуктов питания составил 7,4 миллиарда тенге (план - 5,6 миллиарда). В текущем году три основных индикатора уже выполнены. ВВП составил 70 миллиардов тенге. Посевная площадь сельскохозяйственных культур достигла 710 тысяч гектаров. Восстановлено восемь тысяч гектаров орошаемых земель при плане 1,1 тысячи гектаров. Положительные результаты достигнуты и в производительности труда в АПК - 1,201 миллиона тенге на человека. Рост составил 108,6 процента. Кстати, в этом плане регион занимает второе место в республике. Хочется напомнить, что еще два года назад по производительности труда в АПК среди других регионов мы были на последнем месте. Что касается изношенности техники, то по итогам прошлого года показатель ее обновления составил 7,3 процента (первое место по республике). Большое внимание в регионе уделяется внесению удобрений. В прошлом году было удобрено 22,4 процента от общей посевной площади. В текущем году этот показатель увеличится до 22,5 процента, в 2021-м он составит 30 процентов, в 2022 году - 35 процентов. К слову, в прошлом году на развитие сельского хозяйства в регионе было выделено 36,6 миллиарда тенге, в текущем году - на 7,2 миллиарда тенге меньше. Но в случае необходимости выделяются дополнительные средства. Радует, что проблемы отрасли не остаются без внимания государства. Сельское население становится получателем наибольшего числа пособий и льгот по реализуемым госпрограммам. Эти программы несут реальный достаток сельчанам. По мнению Т. Кулекеева, необходимо разобраться, что на самом деле мешает успешной реализации и результативности государственных программ. Очевидно, что при их разработке допускаются системные ошибки, которые, несмотря на все усилия государства, не дают отрасли выйти из текущего состояния.

Лола НУРМАТОВА