Профориентация: учить, платить, увлекать
В Казахстане разрабатываются и претворяются в жизнь действенные рычаги для повышения статуса педагога. В частности, Президент страны Касым-Жомарт Токаев еще до начала нового учебного года дал поручение студентам вузов, обучающимся на педагогических специальностях, повысить стипендии до 42 тысяч тенге. Остальные студенты, как и раньше, будут получать стипендию в размере 26186 тенге. Кроме того, Правительством страны предусмотрено и повышение проходного балла при сдаче Единого национального тестирования на обучение педагогическим специальностям. Теперь он составит 70 баллов. До старта учебного года ТарГПУ «Ustaz» и ТарГУ имени М. Х. Дулати объединились в Таразский региональный университет имени М. Х. Дулати. Как рассказала уполномоченный по этике Университета Дулати Орынкыз Джолдасова, в этом году в вуз поступило 1540 человек, из них 769 - на очное отделение. - Сейчас весь учебный процесс проходит в дистанционном формате, студенты очного и заочного отделений оказались практически в равных условиях. На первом курсе обучаются 195 студентов по грантам. Именно они получают новую, повышенную стипендию, - говорит она. - В целом более 7000 молодых людей учатся в вузе. Стипендию в размере 42 тысяч тенге также получают и студенты вторых, третьих, четвертых курсов, обучающиеся по государственным грантам. С этого года увеличен проходной балл на педагогические специальности. Тем самым государство взывает к ответственности молодых за выбор профессии, то есть уровень знаний у абитуриентов должен быть выше среднего. Ведь им самим через четыре года, пять лет предстоит учить детей уму-разуму. Помимо этого, запрещен перевод студентов с других специальностей и факультетов на педагогические специальности, если они не набрали при сдаче ЕНТ 70 баллов. Не секрет, раньше в педагогические вузы принимали по остаточному принципу. В этом году к нам стало больше поступать ребят, окончивших школы с хорошим уровнем знаний. Кроме того, совсем недавно у нас в стране был принят закон «О статусе педагога». Поэтому молодые специалисты, окончившие вуз, могут рассчитывать на достойную зарплату. Хотелось бы, чтобы они не уезжали из родного города, своей страны, а в дальнейшем пришли преподавать в школы, которые окончили, чтобы больше парней стремились стать учителями. Ведь учителя школ сейчас получают хорошие зарплаты, больше, чем преподаватели в университетах. То есть наше государство делает все возможное, чтобы поднять престиж профессии педагога. Идти в учителя, не любя детей, бессмысленно. Мы решили узнать у самих студентов, как они представляют себе ближайшее будущее. - Я выпускница средней школы имени М. Х. Дулати села Бирлик Шуского района, - рассказала Татьяна Коротуненко. - В школьных конкурсах, олимпиадах, марафонах, проектах, где занимала призовые места, развивала свой интеллектуальный уровень и математическую грамотность. В 2018 году я с отличием окончила школу, сдала успешно ЕНТ и стала обладателем государственного гранта, сейчас учусь на третьем курсе математического факультета Таразского регионального университета. Я мечтала стать учителем математики, и моя мечта воплощается в жизнь. Математика - сложная наука, но благодаря моим мудрым, творческим школьным и университетским наставникам Гуле Нусуповой, Елене Насанович, Асель Байкуловой, Раисе Касымовой, Алексею Кану, Калдыбаю Сманову, Абдумалику Сагимбекову, Аширали Ниетбаеву, Билибаю Муслимову я постигаю азы и законы высшей математики. Дни самоуправления в родной школе, где я пробовала себя в качестве учителя математики и классного руководителя, педагогическая практика в средней школе № 35 имени А. Гайдара и гимназии № 24 города Тараза показали, что я готова стать педагогом. Образцом для подражания является моя мама, учитель высшей категории Валентина Коротуненко. После окончания университета буду трудиться в школе, используя современные формы и методы преподавания, прививать детям любовь к своему предмету. Любовь к детям, творческий подход к работе, хорошие знания предмета и современной методики преподавания дадут мне возможность стать квалифицированным специалистом. Сейчас наше государство уделяет большое внимание статусу педагога. Увеличиваются заработная плата, надбавки за категории, классное руководство, проверку тетрадей. Студентам педагогических вузов подняли стипендию, спасибо за такое внимание к будущим учителям. Первокурсница университета, выпускница областной школы-интерната для особо одаренных детей «Дарын» Виктория Пушкарева учится на преподавателя русского языка и литературы. - Профессия учителя привлекает меня тем, что она интересная и многогранная, - говорит Виктория. - К каждому ребенку нужно отыскать индивидуальный подход, свой ключ, чтобы было интересно обеим сторонам учебного процесса. Здорово, что стипендию нам подняли, это мощно стимулирует к учебе. Помочь людям обрести свое истинное предназначение в жизни считает ключевым принципом в работе педагога и студентка первого курса Назерке Еркин. - Профессия учителя - это мать всех профессий, - считает девушка. - Хороший учитель - это творческая личность, он постоянно в поиске, совершенствуется, всегда в курсе процессов развития современного мира. Главное, почему я выбрала профессию педагога, - это мой интерес к миру детства, стремление в каждом ребенке признавать личность, ценить успехи учеников. Учитель всегда востребован. Я горжусь своей будущей профессией, благодарна за то, что государство трепетно относится к статусу учителя в нашей стране.Лариса ГУБАШЕВА