Что же теперь делать… Ведь это наши дети
Что же теперь делать… Ведь это наши дети
Средь бела дня черные тучи сгустились над площадью, где жанаозенцы собирались праздновать 20-летие независимости страны. Братья по крови, соотечественники стали забрасывать друг друга камнями, в ход пошли кулаки, засвистели пули. Более десяти человек стали жертвами случившегося.
Что можно сказать по этому поводу?
Теперь нам только остается выражать соболезнование семьям погибших, просить Всевышнего, чтобы он простил усопших за деяния, совершенные ими по разуму или неразумению.
Мне уже больше семидесяти лет. Людям моего возраста не надо объяснять, что там, где есть жизнь, есть и смерть. За прожитые годы пришлось повидать многое. Довелось быть очевидцем трагедии в Алматы, когда поезд протаранил автобус с людьми. За какое-то мгновенье на железнодорожном полотне и близ него железная махина разбросала двадцать трупов. Страшной была и автокатастрофа, произошедшая между населенными пунктами Озен и Жетыбай. При столкновении двух машин погибли сразу десять человек. Тяжелым было душевное состояние очевидцев случившегося. Но недавняя трагедия в Жанаозене заставила содрогнуться даже самые жестокие сердца. Она болью отозвалась в наших душах, стала испытанием нашей духовности, моральной пыткой…
…Люди одного Отечества, братья по крови стали забрасывать друг друга камнями, пустили в ход оружие. И сами же раздули огонь под собственным шаныраком. Это были казахи. Возможно те, кто организовал и затеял это сумасбродство, считают, что достигли своей цели. Но они должны знать и о том, что за все содеянное их ждет кара Всевышнего.
В казахском народе никогда не было недостатка в мудрых, гениальных людях, а также в руководителях, которые своими личностными качествами могли повести за собой соотечественников. Такими людьми Всевышний в нужное время одаривал, надо полагать, каждую нацию.
И нет сомнения в том, что в ряду таких личностей стоит Нурсултан Назарбаев, волею судьбы возглавивший казахский народ. Благодаря политической дальновидности Нурсултана Абишевича, его титанической деятельности наша страна не только благополучно преодолела трудности начального периода государственной независимости, но и сделала хороший задел на будущее.
Мы привыкли жить в мире и согласии.
Мы считали, что у нас нет врагов. А оказалось, что они есть. И причем не где-то там, за морями. События в Жанаозене произошли не по вине каких-то хулиганов и дебоширов. Они готовились загодя и являются результатом вредительской работы наших врагов.
Городу нанесен немалый материальный ущерб, а всем нам достались моральные переживания.
Но враги не смогли достичь своих целей.
По просторам Казахстана прокатился клич, призывающий к единству и сплоченности. Его поддержали все здравомыслящие граждане страны.
Полеводы Северного Казахстана, шахтеры Караганды, спортсмены и артисты, моряки и железнодорожники, студенты и учащиеся, отцы и матери - все они в едином порыве выразили свое стремление жить и трудиться в условиях мира и согласия.
Известия о событиях в Жанаозене с болью в сердце воспринял и я. Ведь этот город по-особому дорог мне. В 1962-1964 годы я работал там водителем. Тогда не было названий Ескиозен и Жанаозен. Город только закладывался.
В 1962 году была создана экспедиция «Озенмунайгаз». Ее начальник Дуйсен Усенов принял меня на работу водителем автомашины «ГАЗ-69». Главным геологом экспедиции был Халила Махамбетов. Оба были преданными своему делу специалистами.
Именно в том году Халила Махамбетов определил место строительства первых объектов нового города (нынешний Жанаозен). В числе первостроителей был тогда и я. Вместе с товарищами по бригаде забивал колышки под фундамент новых зданий. Было холодно, мерзли руки. Мы тогда и не думали, что в будущем сможем гордиться результатами своего труда.
С тех пор прошло почти пятьдесят лет.
Мне повезло, что в Алма-Ате моим соседом был Шахарман Есенов. Он часто рассказывал о нефтедобыче в Жанаозене и Мангистау. Поведал он также и о том, что пытался привлечь к работе нефтяников-казахов из Туркменистана за счет государственных средств. Но Москва не одобрила эту инициативу. Ему даже пригрозили: «Если привлечешь к работе хоть одного нефтяника-казаха из Туркмении, то лишишься партбилета». В соответствии с указанием Москвы в Мангистау стали прибывать нефтяники из Баку и кавказских регионов. Не получив поддержки со стороны правительства, туркменские казахи стали самостоятельно перебираться в Мангистау.
В 1975-1980 годы я работал инженером-строителем в РСУ «Мангышлакнефть» города Жанаозена. Принимал участие в восстановлении 29 домов. А позже, в 2009-2010 годы, в качестве архитектора работал над созданием аллеи славы в Жанаозене. На той аллее на граните высечены имена исторических личностей и мангистауских нефтяников.
Почему я вспоминаю об этом? Прежде всего потому, чтобы сказать, что Жанаозен и судьба жителей этого города для меня не что-то абстрактное, а очень близкое и родное. Жанаозен - это моя жизнь. В этом городе многие годы жили мои родители, там они и покинули этот бренный мир. С Жанаозеном связаны первые годы моей семейной жизни. В этом городе жили и мои братья. Поэтому каждое событие из Жанаозена - радостное или печальное - нами воспринимается очень близко к сердцу.
Потрясением для нас стали сообщения о декабрьских событиях в Жанаозене. Успокаивало лишь одно - в случившемся вандализме не повинны нефтяники. В этом нам пришлось убедиться при встречах и беседах с местным населением. Однако огорчало то, что нефтяники нарушали трудовую дисциплину, выдвигали противозаконные требования, увлеклись забастовками.
Почему так случилось, что дети, получившие воспитание в наших школах, ослушались родителей и руководителей предприятий и поддались подстрекательству недоброжелателей?
Почему трудолюбивые сыны страны оказались под влиянием чуждых замыслов и по сей день не могут освободиться от этого влияния?
Почему им не жалко было разрушать то, что было построено трудом и потом их матерей и отцов?
Есть у нас обида и на Правительство.
Этой проблемой занимались все высокопоставленные должностные лица. В их руках и закон, и правила, и финансы, и власть. Словом, все полномочия. Однако проблема осталась нерешенной, она была лишь неумело прикрыта от народного ока. И, как результат, то, что в течение семи месяцев не нашло должного решения, сыграло на руку нашим недоброжелателям.
В этой связи хочется сказать, что если в случившемся есть вина неф-тяников-забастовщиков, то вина Правительства и руководства нефтедобывающей отрасли вдвое больше.
Поначалу казалось, что конфликт между нефтяниками и руководством нефтедобывающего производства неразрешим. Однако теперь мы убеждаемся в том, что пути и способы его разрешения есть.
Выход из ситуации предложил Глава государства. Он посоветовал воспользоваться мудрым народным изречением, которое гласит: «Если тебя бьют камнями, то ответь на это гостеприимством». Бастующих прежде всего надо воспринимать как людей труда, они такие же люди, как и мы, говорит Президент.
Затянувшийся конфликт явился следствием недопонимания этой простой истины, обострения отношений между сторонами вместо поиска обоюдного разумного решения. Некому было направить на путь истинный оступившуюся молодежь.
Это мы поняли лишь после слов Нурсултана Абишевича, сказанных им по поводу тех трагических событий.
Высказав обиду по поводу безответственных действий молодых разгоряченных людей, он, тем не менее, отметил: «Что ж теперь делать, случившееся случилось. Но ведь это наши дети…»
Это слова человека, плоть от плоти казахского народа, впитавшего в себя все его соки. Иначе, наверное, он и не мог сказать.
В народе бытует такое изречение: «Хочу проклясть тебя, но не могу, поскольку ты единственный, и не проклясть тебя не могу, поскольку ты потерял человечность». По всей вероятности, в тяжелых душевных муках родилось это откровение.
Людям свойственно ошибаться, совершать неблаговидные поступки. Но мы не должны забывать, что это наши люди. Именно об этом говорит Нуреке. Уяснят ли это служители закона? Хотелось бы, чтобы уяснили.
Справедливо будет признать, что во время затянувшегося конфликта мы не руководствовались чувством разума, а апеллировали статьями трудового законодательства.
Это и привело в конечном счете к трагедии.
В настоящее время проверяется причастность к случившемуся сотен людей. Но виноваты ли они в равной степени?.. Не получится ли так, что сурово будут наказаны не только активные участники беспорядков, но и те, кто к этому не имеет прямого отношения, но оказались заложниками чьего-то злого умысла? А организаторы, подтолкнувшие молодежь на противоправные действия, быстро ретировались.
Но обнадеживают слова Главы государства: «Ведь это наши дети...» Возможно, эти слова сыграют свою роль в судьбе и дальнейшей жизни молодежи. Возможно, она осознает эту заботу и убережет себя от совершения новых ошибок.
Возможно, эти слова помогут следователям провести грань между теми, кто намеренно и целенаправленно совершал злодеяние, и кто оказался втянутым в этот шабаш.
Прибытие Главы государства в Мангистау 22 декабря свидетельствует о том, насколько серьезной является данная проблема. Цель этой поездки - найти наиболее верное решение затянувшегося конфликта.
И Елбасы нашел это решение. Он озвучил его в своем выступлении перед людьми. Повторюсь, что на встрече с жителями области он сказал: «Что ж теперь делать. Случившееся случилось. Но ведь это наши дети…»
По-видимому, именно этого братского сочувствия и сопереживания не хватило нефтяным боссам Жанаозена при рассмотрении требований, выдвинутых нефтяниками. Потому противостояние и затянулось.
Молодым людям в возрасте 20 лет не понять, какими соображениями руководствуется специалист, за плечами которого пять лет учебы в институте и тридцать лет производственного опыта.
Молодежь впитывает в себя слова и поступки тех людей старшего возраста, к которым она относится с уважением. Тем самым формируется ее мировоззрение, ее взгляд на жизнь. Наша ошибка заключается в том, что мы не смогли стать примером для подражания, не смогли в нужное для неё время сказать важные слова.
Казахи говорят: «Среди людей всегда найдется шаловливый юнец», подчеркивая тем самым снисходительное отношение к нему большинства. Надо полагать, что в словах Нурсултана Абишевича «ведь это наши дети» речь идет именно об этом снисхождении.
Лишь при разумных поступках отца сын проникнется уважением к нему. Именно на таких поступках создается и авторитет руководителя у подчиненных.
Слова Президента заставляют всех нас задуматься.
Надо признать, что и со стороны государства, и со стороны властей Жанаозена, и со стороны людей старшего поколения были допущены ошибки. Где же мы недоработали, где ошиблись?
Жизнь - борьба. Обретение независимости означает обретение свободы духа. Но ум должен быть в постоянном напряжении, ему непозволительно расслабляться. Предвкушающие верховную власть обогатились обманными путями и способами, а теперь хотят взять в руки бразды правления. С целью осуществления своих желаний они до сих пор бьются в лихорадке.
Они ищут слабые, болевые стороны нашего сознания и пользуются этим. Податливых к подстрекательству они подстрекают, а желающим помахать кулаками дают в руки дубинку и натравливают на своих же.
Да, мы стали независимыми. Но такие понятия, как свобода и демократия стали использоваться некоторыми людьми в корыстных целях, во вред большинству. Став владельцами и хозяевами газет, журналов, телерадиовещания, они вносят сумятицу в сознание наших граждан, клевещут на свою страну. Они не скупятся на оскорбления своего народа и его руководителя. В своих измышлениях и злопыхательстве доходят до утверждений о том, что казахский народ не способен самостоятельно распоряжаться своей судьбой, и что казахский язык - это язык чабанов. На поводу у подстрекателей пошли завистники и лентяи.
К сожалению, в начальный период становления нашей государственности еще не было законов, посредством которых можно было бы воспрепятствовать подобным выпадам. Не нашлись и люди, способные дать достойный отпор демагогам и провокаторам. А теперь, когда у нас есть достойная законодательная база, когда окрепло наше сознание, и мы можем призвать к порядку и совести зарвавшихся, последние стали в спешном порядке искать приют в чужих странах.
Одна из групп этих отщепенцев сейчас вредит казахскому народу. Находясь на чужбине, они поливают грязью родную страну и соотечественников. Одни из них стали организаторами беспорядков в Жанаозене. Другие, в данном случае дама-казашка демонстрирует свое голое тело на телеэкране, напрочь забыв о стыде и совести, которые испокон веков культивировались у казахов.
Понимая демократию как вседозволенность, некоторые наши сооте-чественники вещают обо всем, что взбредет им в голову.
А дурной пример, как говорится, заразителен. Вот и среди простых людей начали появляться категории граждан, жаждущих вседозволенности. Более всего оказалась подверженной дурному влиянию молодежь. Она стала разменной монетой в руках тех, кто жаждет власти.
Лишь сегодня мы пришли к пониманию, что воспитание молодежи имеет такое же огромное значение для страны, как и добыча нефти.
За прошедшие 20 лет мы совершили многое, возвысили свою страну, сделали ее узнаваемой в мире. Однако, мне кажется, мы ослабили такое важное звено, как воспитание молодежи. Я имею в виду не школьную и студенческую молодежь, которая никогда не оставалась без внимания старших, а рабочую молодежь, составляющую солидную прослойку общества.
Пытаясь не отстать от веяний времени, мы тоже заявили о своей приверженности демократическим принципам. Но не объяснили людям, что безграничной демократии не бывает, что демократия - это не вседозволенность.
Мы заявили о своей приверженности к свободе слова. Но не подумали о том, что слово может не только исцелять души, но и ранить их. Все зависит от того, кем и в каких целях используется это слово.
Мы не донесли до сознания молодежи мудрое изречение предков, которое гласит: «Скотина - жертва души, а душа - жертва совести и чести».
Не позаботились мы и о том, чтобы молодежь направила свои духовные силы на благо родного Отечества.
Все эти наши недостатки умело использовали в своих целях зло-умышленники. Используя свои газеты, телевизионные каналы, проводя устную агитацию, они смогли завладеть сознанием части нашей молодежи. Человек устроен так, что впервые услышанное он зачастую воспринимает как объективную информацию. А услышанное дважды и трижды завладевает его сознанием и становится чуть ли ни его личным мнением.
Следует признать, что в борьбе за сознание людей, особенно за сознание рабочей молодежи, мы находимся в проигрышном положении. Мы не были в среде этой молодежи, не убеждали ее отеческими наставлениями.
А что могут сделать два-три человека, представляющие молодежную организацию? Зачастую они заняты лишь составлением отчетов в вышестоящую организацию.
А наши противники, наоборот, смогли охватить своим влиянием молодых людей, оставшихся без нашего внимания. Смогли добиться того, чтобы их слушали и внимали им, будь это пропаганда терроризма или экстремизма.
Почему-то у нас принято считать, что молодежь - это, прежде всего, студенты. А ведь студенты составляют лишь одну десятую часть от общего количества работающей и безработной молодежи. Выходит, что среди основной части молодежи агитационно-пропагандистская работа вовсе не проводится.
Мы не задумываемся о том, как обустроен быт молодых рабочих, чем они живут. Молодые люди создают семьи, стараются не отстать от окружающих. Они тоже, как и другие наши граждане, хотят иметь машину, другие социальные блага, хотят, чтобы в их доме было уютно, чтобы был достаток. А поскольку для этого одной зарплаты не хватает, обращаются в банк за кредитом. Но чтобы получить кредит, надо заложить имущество, а затем еще и выплачивать огромные проценты. Люди оказываются в долговой кабале.
Каких-либо существенных льгот для молодых семей со стороны государства не предусмотрено. А ведь именно в этот период им требуется и материальная, и моральная поддержка. Почему бы государству не предусмотреть комплекс льгот для молодых семей, имеющих двоих детей? Тогда бы у них появилась возможность обустроить свой быт, определить планы на перспективу. Положительно скажется такая поддержка и на демографии.
В особой заботе со стороны государства нуждаются матери, родившие пять и более детей. Почему бы, например, им не назначить пенсию? Думается, у нашего государства сегодня для этого есть возможности.
Не ощущая поддержки со стороны родного государства, молодые люди вынуждены искать ее на стороне. И в результате оказываются легкой добычей в руках тех, кому не по нраву положительные перемены, происходящие в нашей стране. Играя на правовой и политической близорукости молодежи, они вбивают в ее головы свои провокационные идеи, пугают тем, что у Казахстана нет перспективы развития, что он оказался под влиянием России и Китая, что власть бездумно распродает природные богатства страны. И вот уже эти бредовые идеи раздаются из уст молодежи, вышедшей на площадь. «Ойбай, русские идут! Ойбай, китайцы наступают!» - кричат они и требуют оградить страну от нашествия извне.
Люди, не разбирающиеся глубоко в экономике, в вопросах интеграции, могут легко поверить таким ораторам. Но ведь чтобы понять действительное положение дел, чтобы понять, к чему стремится и чего добивается наше государство, надо просто оглянуться назад. Почти триста лет мы были под колониальным гнетом. Имея огромные природные богатства, мы не имели возможности носить приличную одежду, ездить на хороших автомобилях.
Многие из нас до сих пор с содроганием вспоминают первые годы нашей независимости. Казалось, что весь народ превратился в мешочников и челночников. Яркой приметой того времени стали полосатые китайские сумки. Они были везде - в поездах, автобусах, на рынках и площадях. Что только не перевозилось в них! Такова была реальность. И только благодаря иностранным инвестициям мы начали осваивать свои подземные богатства. И теперь у многих наших граждан в руках не полосатые китайские сумки, а барсетки, в которых аккуратно уложены денежные купюры. Страна получила толчок к развитию.
Постепенно устраняются недоработки и ошибки, допущенные в начальный период становления государства. Приведу один пример. В свое время сельскохозяйственные земли были разделены между теми, кто на них работал. На тот момент это было вроде бы верное решение. Но вскоре выяснилось, что мелкие хозяйства не имеют перспективы для развития. Они не могут приобрести нужную технику, семена и так далее. Назрела необходимость в объединении. Первые результаты этого процесса превзошли все ожидания. Теперь не хватает хранилищ для выращенного зерна.
Так же и с добычей нефти. Если последовать лозунгам и призывам «патриотов», то надо прогнать из этой стратегически важной отрасли экономики всех иностранцев и оставить на производстве только казахских нефтяников. Но ведь даже школьнику понятно, что при таком подходе мы можем остаться как та старуха у разбитого корыта из сказки Пушкина.
Благодаря продуманной политике государства сегодня освоению и развитию мангистауского региона способствует весь мир. И только несмышленый человек может противиться этому.
Постараемся ответить еще на один вопрос.
Сегодня в Великой Степи происходят большие перемены. И ко всем этим преобразованиям в той или иной степени причастен каждый из нас, поскольку это наша земля, наше Отечество. Именно наши предки ценой своей жизни и крови в нелегких сражениях отстаивали эту землю. Достоянием каждого из нас является и уголь Караганды, и зерно Сарыарки, и нефть Мангистау. Это все собственность казахского народа.
Нельзя также забывать и о том, что в освоении Мангистау принимали участие представители всех наций и народностей бывшего Советского Союза. В наших сегодняшних достижениях есть и их вклад.
Событиям в Жанаозене отчасти способствовало и то, что мы называем историческим беспамятством.
Независимость - это великое достояние. С 1991 года обрел свое достоинство наш язык. С этого же времени мы получили возможность свободно трудиться и творить в соответствии со своими способностями. Мне довелось быть строителем и архитектором. Все свои силы и знания я направлял на благо родной страны. И строительный мастерок, и карандаш с линейкой помогали мне обеспечить достаток в семье. Но за богатством я не гнался. А в пятьдесят лет вдруг появилась тяга к стихосложению.
На склоне лет я преисполнен гордости оттого, что живу в свободной, процветающей стране. Мы уверены в своем завтрашнем дне, в светлом будущем родного Отечества.
Но все же не дают покоя различные мысли. В последнее время, особенно после событий в Жанаозене, я постоянно думаю о нашей молодежи. А смогли ли мы, люди старшего поколения, дать ей должное напутствие? А оправдает ли она наши надежды? И порой становится даже не по себе от этих мыслей.
Мне кажется, что вину нашей молодежи в случившемся в Жанаозене должны в такой же степени разделить и мы - их отцы, братья, как, впрочем, и те, кто стоит у власти. Поскольку это наши дети. Это мы их вырастили…
Актау
«Егемен Казахстан», 28 декабря 2011 года
Перевел с казахского Кукен ОРШАБЕКОВ