Карантин - не помеха для получения знаний. Как учатся дети с особенностями зрения
Как учатся сейчас дети с особенностями зрения
Согласно статистике, в нашей области проживают всего более 45 тысяч человек с ограниченными физическими возможностями, из них около шести тысяч детей-инвалидов. Среди них есть и такие, у кого слабое зрение, или вовсе слепые. По информации Жамбылского областного общества слепых, у них на учете состоят 340 человек с таким недугом, у большинства из них есть семьи и дети, многие из которых унаследовали слепоту. Но эти ребята тоже хотят учиться, получить достойное образование и воспитание. В Жамбылской областной специальной школе-интернате «Болашак» для слепых и слабовидящих детей в текущем году всего 97 учеников, в настоящее время они занимаются удаленно, в онлайн-режиме, по возможности - на основе образовательной интернет-платформы BilimLand.kz. Из них по общеобразовательной программе обучаются 84 ученика, по программе для детей с задержкой психического развития - девять и по вспомогательной программе - четыре ученика. - Программа обучения и учебный план у нас составлены по типовым требованиям специальных школ и соответствуют государственному стандарту, - пояснила директор школы-интерната Гульзира Тойшыманова. - Уроки проводятся по всем общеобразовательным предметам. Кроме того, проходят коррекционные занятия: коррекционная ритмика, лечебная физкультура, сохранение остаточного зрения и развитие зрительного восприятия, социально-бытовая ориентировка, развитие мимики и пантомимики, развитие речи, ориентировка в пространстве. До обеда идут обычные занятия, после обеда - коррекционные. По словам Г. Тойшымановой, с 1995 года школа-интернат располагается в переоборудованном здании бывшего детского сада. В штате всего 130 человек, из них 38 педагогов, в том числе шесть коррекционных учителей, 22 воспитателя. Сама директор проводит уроки математики для слепых и слабовидящих детей через голосовые сообщения в мессенджере WhatsApp или через Skype. По словам Гульзиры Тойшымановой, частое использование компьютеров и гаджетов сказывается на здоровье и без того плохо видящих ребят. Но педагоги вынуждены проводить онлайн-занятия. Обычные уроки длятся 40 минут, коррекционные занятия - по 20 - 30 минут. - С середины сентября пробовали открыть три дежурные группы по четыре - пять человек. Занятия продлились всего пару недель, так как родители воспитанников в большинстве своем не могут доставлять детей в интернат, где в принципе предусмотрено их пребывание в течение полного дня, с ночевками, и мы вынуждены были отказаться от этого метода обучения на время карантина, - поясняет Г. Тойшыманова. - До карантина же ребята по своему желанию и возможностям семей могли оставаться ночевать в интернате или уходить домой после занятий. У нас учатся дети из разных районов области, есть и горожане. Директор продемонстрировала обустройство школьных кабинетов, рассказала об основных используемых голосовых устройствах и тифлосредствах для обучения грамоте, счету и письму, а также социально-бытовым навыкам. Например, в библиотеке школы есть звуковые книги и читающие на трех языках - казахском, русском и английском - машины, в кабинетах - лупы и электронные увеличительные устройства, а в классах - компьютеры с клавиатурой шрифта Брайля, а также имеется специальный принтер, печатающий выпуклыми точечными знаками тексты или картинки. Государство обеспечивает всем необходимым, но также помогают спонсоры. В школе имеются актовый зал, кабинет лечебной физкультуры, кабинет химии с условиями для лабораторной работы, столовая, где в обычное время предусмотрено пятиразовое питание. Есть отдельный кабинет по домоводству для девочек, оборудованный раковиной и газовой плитой, всем необходимым для обычной домашней кухни. Кроме того, девочкам показывают, как можно освоить вышивку, вязание и даже бисероплетение. Имеется токарное и плотницкое оборудование для мальчишек. В спортзале и кабинетах множество полезных тренажеров для развития ориентировки слепых и слабовидящих детей в пространстве. - В интернате могут обучаться и воспитываться слепые и слабовидящие дети в возрасте от шести до 18 лет, для направления в специальную школу родителям необходимо оформить заключение психолого-медико-педагогической консультации, - объяснила директор. - По системе Брайля обучаются не только тотально слепые дети, но и те ребята, зрение которых будет неизбежно ухудшаться с годами. Конечно, таким ученикам стараемся не давать много заданий, связанных с выполнением на компьютере, обходимся обменом голосовыми сообщениями, привлекаем для помощи родителей, социальных работников. Несмотря на серьезный недуг, выпускники школы-интерната Дулат Ильяс и Мадина Игиликова в этом году поступили на грант в Казахскую академию спорта и туризма в Алматы на специальность «Физкультура и спорт», а Дина Сакенова и Айдана Изтилеу - в Жамбылский медицинский колледж на специальность «Массажист». По информации Г. Тойшымановой, их воспитанники принимают активное участие в городских и республиканских конкурсах и смотрах детского творчества. Так, например, 16 сентября этого года ученик шестого класса Салауат Еламан победил в номинации «Эстрадный вокал» регионального конкурса «Менің Қазақстаным», посвященного 90-летию со дня рождения Шамши Калдаякова. Ученик третьего класса Еламан Кыдырбаев в этом же конкурсе завоевал третье место. В сентябре ученик четвертого класса Шерхан Жарылкасын стал первым в номинации «Художественное чтение» конкурса «Абай жолы», посвященном 175-летию со дня рождения Абая Кунанбаева. Выпускница этого года Анна Лоншакова, несмотря на тотальную слепоту, выучилась искусству вышивки. Поделки, картины ребят украшают стены классов школы. С гордостью отмечает администрация специальной школы-интерната и достижения педагогов. Например, в прошлом году учитель начальных классов Камила Конысбекова завоевала диплом областного конкурса «Лучший педагог года». А в этом году учитель казахского языка и литературы Гульсара Рахаева приняла участие в отборочном туре ІІІ республиканской олимпиады и получила диплом «Лучший педагог специального образования». - Все педагоги нашей школы окончили специальные курсы подготовки для занятий с детьми с дефектами зрения, а также курсы по программе обновленного образования, - заметила директор. - Мы стремимся готовить ребят ко всем условиям современной жизни, чтобы они с успехом социализировались и интегрировались в обычную общественную среду, могли проявить свои способности и таланты. Все занятия по коррекции, даже физкультурные онлайн-минутки стараемся проводить максимально эффективно и с пользой.Лариса ГУБАШЕВА, Юрий КИМ (фото)
[gallery ids="40158,40159,40160"]