Меню
18 ноября, 2020 / Кукен ОРШАБЕКОВ / Новости

Чужая религия. Известный деятель отрёкся от салафизма

Чужая религия. Известный деятель отрёкся от салафизма

Чужая религия. Известный деятель отрёкся от салафизма Чужая религия. Известный деятель отрёкся от салафизма
Фото из открытого источника

Известный деятель отрёкся от салафизма

С недавнего времени на национальном телеканале «Qazaqstan» транслируется новая программа «Talim Trend» («тәлім» с казахского - пример, урок, назидание). Ее автором и ведущим является известный поэт, бывший директор телеканала «Асыл арна» Мухамеджан Тазабеков. Напомню, что этому событию предшествовала волна общественного недовольства в социальных сетях, а также в некоторых СМИ. Люди возмущались тем, что в эфир национального канала допускают человека с сомнительными взглядами, и связывали имя Мухамеджана Тазабекова с салафизмом. Свои посты и письма недовольные граждане адресовали в Акорду и Министерство информации и общественного развития. Тем не менее проект не отменили, и теперь каждую пятницу по вечерам М. Тазабеков проводит с телезрителями уроки назидания. Правда, передача эта не содержит религиозного контента. Речь идет в основном о менталитете наших предков и о том, как он изменился в последнее время. А недавно стало известно, что Мухамеджан Тазабеков открыто отрекся от своих прежних взглядов. Об этом он заявил на внеочередном заседании совета ученых в Алматы. «В те времена я был акыном, народ меня узнавал, один мулла похлопает по плечу, еще один приехавший после обучения за рубежом делится мыслями, и, к сожалению, результаты работы Духовного управления мусульман Казахстана тогда еще не были заметны, не были сформированы единые подходы, не появились еще свои известные проповедники. В такие вот времена мы в основном слушали тех, кто обучался в Саудовской Аравии и Египте», - сказал он. Общественный деятель признался, что сам провел в то время около восьми месяцев в Саудовской Аравии. По его признанию, он считал услышанное в арабских странах истиной в последней инстанции и долгое время придерживался только этой версии. «После того как я услышал со временем другие версии и варианты, в том числе от Духовного управления мусульман Казахстана, во мне зародились сомнения, и я начал отдаляться от того, что услышал за рубежом. Вместе с тем общение с теми, с кем я познакомился на раннем этапе карьеры, сохранилось. Я слышал о том, как они критиковали традиционные казахские ценности, и, хотя я и не поддерживал все это, но учитывал и такие мнения. И вот на таком этапе, когда я был акыном, не до конца осознавал ответственность за сказанное, подходя к интервью как творческий человек, были моменты, когда я говорил что-то, что выходило за рамки допустимого. Со временем, общаясь с учеными и экспертами, я изменил взгляды, в том числе и о том, кем был Матруди… Мы должны не только молиться за Матруди, а понимать, что он основоположник нашего (казахского – Прим. автора) направления ислама, которого придерживались наши предки, придерживался Абай, акыны прошлого, я признаю это», - сказал он. М. Тазабеков добавил также, что больше не взаимодействует с прежним кругом общения. По его словам, сейчас достаточно образованных проповедников от Духовного управления мусульман Казахстана. «Сейчас я не стесняюсь говорить открыто, что придерживаюсь учений Матруди, и говорю это не для отвода глаз или из политических соображений, а потому, что таковы сейчас мои убеждения. Мы говорим часто о тех, кто называет себя салафитами: ни от кого я не страдал, как от них, они нанесли мне серьезный ущерб с точки зрения финансов, репутации и авторитета. И в целом я окончательно убедился, что это - секта, и открыто им сейчас говорю об этом», - подчерк­нул М. Тазабеков. При этом он пояснил, что этому выводу предшествовали действия самих салафитов, которые очерняли другие исламские течения и учения. Он еще раз подтвердил свою приверженность традиционному для казахов течению ислама и отметил, что «Духовное управление у нас одно, и мы должны придерживаться его трактовок». Между тем стало известно, что ДУМК создает в Казахстане новый религиозный телеканал, и в этой связи Мухамеджан Тазабеков выразил готовность закрыть канал «Асыл арна» и передать его контент новой структуре. Как известно, салафизм и другие радикальные течения пришли в нашу страну в начале 2000-х. Одно время во властных структурах велись разговоры о необходимости запрета салафизма в Казахстане, но дальше слов дело не пошло. Все свелось к тому, что это, мол, официальная религия Саудовской Аравии и запретить ее нельзя. В интервью газете «Караван» первый муфтий Казахстана Ратбек кажы Нысанбаев отмечает, что салафизм появился в стране через имамов, получивших духовное образование за рубежом. «Арабский» ислам, хиджабы и прочее появились в Казахстане с того момента, как наша молодежь стала выезжать на обучение в религиозные заведения Египта, Пакистана, Саудовской Аравии, Катара, Турции, Афганистана. Там они не только изучали Коран, но и перенимали особенности ислама той или иной страны, другой мазхаб, культуру, образ жизни, менталитет, отношение к женщине, одежде и т. д. Тогда наши политики, идеологи, законодатели, духовенство не просчитали риски, связанные с религиозной и идеологической экспансией. Десятки веков толерантный «степной» ислам органически сосуществовал с тенгрианством, с традиционной культурой и образом жизни; в условиях кочевой жизни мечетей было немного, они были в городах. Многие элементы тенгрианства, доисламские обычаи, особенности образа жизни вошли в «степной» ислам, в том числе вера в аруахов, почитание предков, природы, свадебные, погребальные обряды, открытое лицо женщин и другие. Устное народное творчество, изобразительное искусство, элементы одежды также имеют доисламское происхождение. И они не только дошли до наших дней, но и получили развитие и распространение, как и относительное равноправие мужчин и женщин. В Степи девочки и девушки до замужества ходили с непокрытой головой. В нашем регионе исламская религия исторически была основана на ханафитском мазхабе, который либерально относился к местным традициям, был очень гибким, перенимая доисламские особенности, то есть не был ортодоксальным. В этом отношении «степной» ислам уникален. «Арабский», или «чистый», ислам нивелирует этническое, национальное, поэтому его не устраивают казахские вековые традиции и обычаи, свобода, равноправие граждан, независимо от их половой принадлежности. Накинув на наших женщин и девушек черные одеяния, их хотят принизить, отлучить от жизни общества. Национальную одежду пытаются вытеснить арабской. А ведь в хиджаб (в переводе с арабского «покрывало») испокон веков, еще до ислама, кутались арабские мужчины и женщины. Эта одежда не имеет никакого отношения к исламу, а связана с климатом, погодой, чтобы лица не обгорели на солнце. Что касается никаба, паранджи, они защищают женщин от сглаза. И к религии это тоже не имеет отношения. Между тем в нашей стране участились случаи похорон сразу же в день смерти, как принято в арабских странах из-за жары, а торжества проводятся без музыки и танцев. Под категорию «харам» подпадают многие народные традиции и обычаи. К сожалению, сегодня, когда в мире широко распространена Глобальная сеть, представители запрещенных организаций, псевдорелигиозных течений активно ее используют для насаждения своих учений. Чаще всего подвержена такому воздействию молодежь. Согласно статистике, 84 процента молодых людей попали в ряды экстремистских организаций посредством Сети Интернет. Сегодня уже нельзя обвинить наших имамов и теологов в том, что они ведут слабую борьбу с религиозно-политическими экстремистами. Священнослужители и религиоведы сейчас достаточно подкованы и могут противостоять чуждой идеологии. Но эта прослойка пока не очень велика. Многое в этом противодействии зависит от образованности самих граждан, от их умения отличать истинное от ложного.

Кукен ОРШАБЕКОВ, фото Юрия КИМА

[gallery ids="40431,40432"]

Самые читаемые статьи недели: