Чужая религия. Известный деятель отрёкся от салафизма
Чужая религия. Известный деятель отрёкся от салафизма
Известный деятель отрёкся от салафизма
С недавнего времени на национальном телеканале «Qazaqstan» транслируется новая программа «Talim Trend» («тәлім» с казахского - пример, урок, назидание). Ее автором и ведущим является известный поэт, бывший директор телеканала «Асыл арна» Мухамеджан Тазабеков. Напомню, что этому событию предшествовала волна общественного недовольства в социальных сетях, а также в некоторых СМИ. Люди возмущались тем, что в эфир национального канала допускают человека с сомнительными взглядами, и связывали имя Мухамеджана Тазабекова с салафизмом. Свои посты и письма недовольные граждане адресовали в Акорду и Министерство информации и общественного развития. Тем не менее проект не отменили, и теперь каждую пятницу по вечерам М. Тазабеков проводит с телезрителями уроки назидания. Правда, передача эта не содержит религиозного контента. Речь идет в основном о менталитете наших предков и о том, как он изменился в последнее время. А недавно стало известно, что Мухамеджан Тазабеков открыто отрекся от своих прежних взглядов. Об этом он заявил на внеочередном заседании совета ученых в Алматы. «В те времена я был акыном, народ меня узнавал, один мулла похлопает по плечу, еще один приехавший после обучения за рубежом делится мыслями, и, к сожалению, результаты работы Духовного управления мусульман Казахстана тогда еще не были заметны, не были сформированы единые подходы, не появились еще свои известные проповедники. В такие вот времена мы в основном слушали тех, кто обучался в Саудовской Аравии и Египте», - сказал он. Общественный деятель признался, что сам провел в то время около восьми месяцев в Саудовской Аравии. По его признанию, он считал услышанное в арабских странах истиной в последней инстанции и долгое время придерживался только этой версии. «После того как я услышал со временем другие версии и варианты, в том числе от Духовного управления мусульман Казахстана, во мне зародились сомнения, и я начал отдаляться от того, что услышал за рубежом. Вместе с тем общение с теми, с кем я познакомился на раннем этапе карьеры, сохранилось. Я слышал о том, как они критиковали традиционные казахские ценности, и, хотя я и не поддерживал все это, но учитывал и такие мнения. И вот на таком этапе, когда я был акыном, не до конца осознавал ответственность за сказанное, подходя к интервью как творческий человек, были моменты, когда я говорил что-то, что выходило за рамки допустимого. Со временем, общаясь с учеными и экспертами, я изменил взгляды, в том числе и о том, кем был Матруди… Мы должны не только молиться за Матруди, а понимать, что он основоположник нашего (казахского – Прим. автора) направления ислама, которого придерживались наши предки, придерживался Абай, акыны прошлого, я признаю это», - сказал он. М. Тазабеков добавил также, что больше не взаимодействует с прежним кругом общения. По его словам, сейчас достаточно образованных проповедников от Духовного управления мусульман Казахстана. «Сейчас я не стесняюсь говорить открыто, что придерживаюсь учений Матруди, и говорю это не для отвода глаз или из политических соображений, а потому, что таковы сейчас мои убеждения. Мы говорим часто о тех, кто называет себя салафитами: ни от кого я не страдал, как от них, они нанесли мне серьезный ущерб с точки зрения финансов, репутации и авторитета. И в целом я окончательно убедился, что это - секта, и открыто им сейчас говорю об этом», - подчеркнул М. Тазабеков. При этом он пояснил, что этому выводу предшествовали действия самих салафитов, которые очерняли другие исламские течения и учения. Он еще раз подтвердил свою приверженность традиционному для казахов течению ислама и отметил, что «Духовное управление у нас одно, и мы должны придерживаться его трактовок». Между тем стало известно, что ДУМК создает в Казахстане новый религиозный телеканал, и в этой связи Мухамеджан Тазабеков выразил готовность закрыть канал «Асыл арна» и передать его контент новой структуре. Как известно, салафизм и другие радикальные течения пришли в нашу страну в начале 2000-х. Одно время во властных структурах велись разговоры о необходимости запрета салафизма в Казахстане, но дальше слов дело не пошло. Все свелось к тому, что это, мол, официальная религия Саудовской Аравии и запретить ее нельзя. В интервью газете «Караван» первый муфтий Казахстана Ратбек кажы Нысанбаев отмечает, что салафизм появился в стране через имамов, получивших духовное образование за рубежом. «Арабский» ислам, хиджабы и прочее появились в Казахстане с того момента, как наша молодежь стала выезжать на обучение в религиозные заведения Египта, Пакистана, Саудовской Аравии, Катара, Турции, Афганистана. Там они не только изучали Коран, но и перенимали особенности ислама той или иной страны, другой мазхаб, культуру, образ жизни, менталитет, отношение к женщине, одежде и т. д. Тогда наши политики, идеологи, законодатели, духовенство не просчитали риски, связанные с религиозной и идеологической экспансией. Десятки веков толерантный «степной» ислам органически сосуществовал с тенгрианством, с традиционной культурой и образом жизни; в условиях кочевой жизни мечетей было немного, они были в городах. Многие элементы тенгрианства, доисламские обычаи, особенности образа жизни вошли в «степной» ислам, в том числе вера в аруахов, почитание предков, природы, свадебные, погребальные обряды, открытое лицо женщин и другие. Устное народное творчество, изобразительное искусство, элементы одежды также имеют доисламское происхождение. И они не только дошли до наших дней, но и получили развитие и распространение, как и относительное равноправие мужчин и женщин. В Степи девочки и девушки до замужества ходили с непокрытой головой. В нашем регионе исламская религия исторически была основана на ханафитском мазхабе, который либерально относился к местным традициям, был очень гибким, перенимая доисламские особенности, то есть не был ортодоксальным. В этом отношении «степной» ислам уникален. «Арабский», или «чистый», ислам нивелирует этническое, национальное, поэтому его не устраивают казахские вековые традиции и обычаи, свобода, равноправие граждан, независимо от их половой принадлежности. Накинув на наших женщин и девушек черные одеяния, их хотят принизить, отлучить от жизни общества. Национальную одежду пытаются вытеснить арабской. А ведь в хиджаб (в переводе с арабского «покрывало») испокон веков, еще до ислама, кутались арабские мужчины и женщины. Эта одежда не имеет никакого отношения к исламу, а связана с климатом, погодой, чтобы лица не обгорели на солнце. Что касается никаба, паранджи, они защищают женщин от сглаза. И к религии это тоже не имеет отношения. Между тем в нашей стране участились случаи похорон сразу же в день смерти, как принято в арабских странах из-за жары, а торжества проводятся без музыки и танцев. Под категорию «харам» подпадают многие народные традиции и обычаи. К сожалению, сегодня, когда в мире широко распространена Глобальная сеть, представители запрещенных организаций, псевдорелигиозных течений активно ее используют для насаждения своих учений. Чаще всего подвержена такому воздействию молодежь. Согласно статистике, 84 процента молодых людей попали в ряды экстремистских организаций посредством Сети Интернет. Сегодня уже нельзя обвинить наших имамов и теологов в том, что они ведут слабую борьбу с религиозно-политическими экстремистами. Священнослужители и религиоведы сейчас достаточно подкованы и могут противостоять чуждой идеологии. Но эта прослойка пока не очень велика. Многое в этом противодействии зависит от образованности самих граждан, от их умения отличать истинное от ложного.Кукен ОРШАБЕКОВ, фото Юрия КИМА
[gallery ids="40431,40432"]