Экстремизма женское лицо. Всё начинается с семьи
Всё начинается с семьи
Разросшийся широко в последние годы экстремизм не имеет ярко выраженной половой принадлежности. И если ранее в военных конфликтах в основном участвовали мужчины, то сейчас не редкость, когда их подменяют женщины. И фотографии бородатых мужчин с автоматами на страницах журналов уже теряют свою актуальность. Более того, появилось новое направление - женский экстремизм. В настоящее время тенденция феминизации экстремизма наблюдается на глобальном уровне. Участились случаи участия женщин в террористических актах и экстремистских действиях. К сожалению, подобная участь не миновала и Казахстан, несмотря на тот факт, что наши соотечественницы в большинстве случаев вынужденно уезжали в горячие точки вслед за своими мужьями, и лишь их малая толика по собственной инициативе участвовала в пропаганде терроризма. В чем же особенности женского экстремизма? Одни эксперты склонны полагать, что их на столь роковой шаг толкает неудовлетворенность своей женской долей. Другие считают, что в большинстве своем женщины менее подвержены политическим и идеологическим влияниям и скорее всего в большей степени в боевых действиях они сражаются не «во имя» определенной идеи, а конкретно, скажем, против своего низкого статуса или действий органов государства, от которых пострадали их близкие. Немало случаев, когда женщины, участвовавшие в терактах в качестве смертниц, были вдовами убитых боевиков и под влиянием опытных вербовщиков стали одержимы чувством мести за убитых мужей. По мнению экспертов, женская агрессия крайне трудно поддается трансформации или лечению. Пусть женщины уступают противоположному полу по физическим данным, однако могут превзойти его по психологическим возможностям. Поэтому они и представляют хороший материал для вербовщиков террористических организаций. И все же вопросы о роли, мотивах и положении женщин, вовлеченных в деятельность экстремистских групп, хоть и является обсуждаемыми, по мнению специалистов-теологов, слабо изучены и остаются спорными. Через сложившиеся стереотипы женщины, попавшие в экстремистское окружение, в основном воспринимаются как «последовательницы» своих мужей-террористов. Однако при более реальном изучении их мотивации и роли можно выделить и другие категории. Так, идет беспощадная эксплуатация по признаку социальной и материальной зависимости, ставящая женщин на грань отчаяния. Ведь они, в силу каких-то обстоятельств попавшие под влияние и зависимость общины, пропагандирующей идеи насильственного экстремизма, полностью находятся на ее содержании. Известны случаи, когда террористы насильственно «дарили» жену погибшего боевика чужому человеку. Конечно, к истинному исламу эта ситуация отношения не имеет. А рождается она из установки экстремистов, чтобы «воин джихада» не имел привязанности к семье и в любой момент мог стать живым оружием во время теракта. В одной из пропагандирующих экстремизм брошюр есть обращение к мужчинам: «Ты будешь полным глупцом, ели дорожишь земной женой, когда в раю тебя ждут прекрасные гурии (райские девы)». Со временем подобное отношение к женам становится нормой и для них самих, и позже они смиряются с мыслью, что надо жертвовать семьей ради своих убеждений. Так и появляется социальная зависимость от общины. Прибавьте нищенское существование, когда одинокая женщина не способна прокормить своих детей, оставшись одна после неудачных замужеств. Обратиться к родственникам она не может, так как давно разорвала с ними отношения. И невдомек несчастной женщине, что специально ее доводят до такого абсурдного и трагического состояния, никак не связанного с канонами ислама. В результате финансовая зависимость толкает ее на совершение преступлений. Имеет место и психологическое давление на женщину с использованием ее вполне нормального желания создать семью, выйти замуж, легализовать внебрачные отношения. Немаловажным фактором в вербовочной работе также является эксплуатация через психологические особенности личности, деструкцию семейных отношений и стремление к лидерству и власти. В конечном итоге эта ситуация, кроме тысяч смертей, привела к множеству семейных трагедий, голодному детству, бесперспективному будущему части молодого поколения. После уничтожения основных сил международной террористической группировки ДАИШ в Сирии возникла огромная проблема. Оказалось, что там образовалась большая община лиц без местного гражданства из завербованных жен боевиков и рожденных на поле боя детей. Мир столкнулся с проблемой содержания большого количества беженцев, организацией их размещения и питания. Одними из первых стран, кто активно занялся репатриацией женщин и детей, стали Россия и Казахстан. В 2019 году Первым Президентом Казахстана - Елбасы Нурсултаном Назарбаевым была инициирована гуманитарная операция «Жусан» по эвакуации наших граждан из Сирии. В результате трех операций на родину вернулись 595 наших соотечественников, 406 из них - дети. В Жамбылскую область в рамках операции «Жусан» вернулись девять женщин и двадцать подростков. Все они после возвращения размещены в специальные адаптационные центры, а по прошествии некоторого времени вернулись к обычной жизни. Акиматы районов стараются помочь им в решении различных бытовых вопросов. С возвращенцами работают психологи, теологи, представители мусульманского духовенства. Проводится системная работа по их адаптации к жизни в мирном обществе, пропаганде здорового образа жизни. Возможно, кто-то сомневается в результатах реабилитационной работы ввиду опасений, что возвратившиеся из зоны боевых действий женщины уже впитали радикальную идеологию и могут втайне привить ее своим детям. Вряд ли стоит всерьез опасаться таких последствий. Ведь многое в адаптации наших земляков зависит и от нас с вами - общественного мнения и влияния общества на перевоспитание сограждан. Стоит учесть и то, что отказ от возвращения такого контингента грозит еще большей опасностью в будущем. По мнению ряда исследователей, отказ от возвращения не замешанных в боевых действиях жен и детей боевиков приведет к их дальнейшей радикализации и может стать почвой для пополнения рядов боевиков новыми кадрами.Подготовил Жарылкасын НУРАЛИЕВ