Меню
13 января, 2021 / Людмила МЕЛЬНИК / Новости

Идут навстречу потребителям. Конкуренция на продуктовом рынке сложная, но интересная

Идут навстречу потребителям. Конкуренция на продуктовом рынке сложная, но интересная

Идут навстречу потребителям.  Конкуренция на продуктовом рынке сложная, но интересная Идут навстречу потребителям.  Конкуренция на продуктовом рынке сложная, но интересная
Фото из открытого источника

Конкуренция на продуктовом рынке сложная, но интересная

Без ежедневных походов в продовольственный магазин среднестатистическому горожанину не обойтись. Нужно купить свежий хлеб, молоко, крупы. А продуктовый набор постоянно дорожает. Не все владельцы магазинов согласны работать себе в убыток. Кто-то меняет ценники в сторону повышения, кто-то пытается сохранить прежнюю стоимость продуктов в ущерб их качества. А некоторые находят иную альтернативу. Какую? Об этом мы поговорили с учредителем ТОО «Вкусная корзинка» Алмазом Тультаевым. - Алмаз Булатович, для многих предпринимателей прошедший год оказался сложным. Вам удалось сохранить свои позиции? - Действительно, 2020 год стал настоящим испытанием на прочность для каждого из нас. Но поскольку мы в своей деятельности охватываем сразу несколько направлений, то за счет диверсификации удалось остаться на плаву. К примеру, в минувшем году планировали запустить в Астане и Шымкенте большие детские активити-парки, и нам повезло, что мы не успели инвестировать в это деньги, так как в Европе начался кризис из-за коронавируса. А вот в продуктовом ритейле все получилось хорошо. В 2020 году показатели в данном направлении бизнеса значительно выросли. К примеру, если рынок рос на 18 процентов в общем, то мы в этом плане достигли 25 процентов. Это, не считая открытия новых магазинов. - Сколько было филиалов у вас на начало прошлого года? - В январе 2020 года в области действовали 25 наших филиалов. Завершили год, имея в управлении 32 филиала. - То есть в течение года вы открыли семь магазинов и супермаркетов. Некоторые из них сейчас располагаются в помещениях ресторанов и кафе. Почему вы решились на их аренду? - В связи с карантином из-за пандемии коронавируса некоторые рестораторы не смогли работать и терпят убытки. И мы арендовали помещения двух - трех ресторанов. В нашем городе многие предприниматели, к сожалению, не имеют четкого понимания особенностей системного бизнеса. Взять, к примеру, те же рестораны. Смотрят, что сосед открыл ресторан, и думают: почему бы мне тоже не открыть? Причем рассматривают лишь два показателя: красивый дизайн и наличие хорошего повара. И по первому показателю, между прочим, вкладываются немалые средства. Однако именно здесь и спрятана ловушка, в которую многие бизнесмены попадают, не делая оценки бизнеса и финансового планирования, не рассчитывая амортизацию и окупаемость вложений. Любой бизнес будет эффективен лишь тогда, когда на начальном этапе есть четкое понимание окупаемости инвестиций и предварительный расчет финансовой модели (доходы и расходы с учетом амортизации, и, соответственно, прибыль). К сожалению, 80-90 процентов предпринимателей, решивших войти в сферу общественного питания (да и в другие сферы), этого не делают. У людей есть деньги, и даже если их не хватает, берут кредит и вкладывают в бизнес, не задумываясь о возможных рисках, не изучая рынок, не понимая концепции. В наших супермаркетах не нужны никакие излишества. В торговых залах необходим свой сдержанный дизайн (фирменный стиль), и это, кстати, не самый важный элемент для нашего бизнеса. К нам люди идут в первую очередь за двумя составляющими - ценой и ассортиментом. Правда, нас раньше покупатели ругали, что все остальное у нас заметно проседало. Многие сетовали на санитарное состояние, обращали внимание на несоответствие ценников, грубость со стороны кассиров, и были абсолютно правы. Мы от этих проблем не отмахиваемся и работаем над тем, чтобы устранить их. Я и сам порой в магазинах сталкиваюсь с такими проб­лемами. Но когда мы открывали первые магазины, то поставили перед собой важную цель: доступные цены и широкий ассортимент товаров. Ведь зачем создавать сеть продуктовых магазинов, если ты не способен обеспечить достойную альтернативу рынкам и другим магазинам? Учитывая социальную обстановку в нашем городе, мы и решили обеспечить в наших магазинах не только хороший ассортимент, но и низкие цены на продукты питания. Это и позволило привлечь покупателей. А вот сервисом мы начали заниматься только с позапрошлого года. Повышаем качество обслуживания покупателей, думаем, как минимизировать просрочки и проблемы с ценниками. Конечно же, все, так сказать, пережитки нашего прошлого устранить сразу не удается, шлейф прошлых проблем до сих пор за нами тянется. Потому и критики меньше пока не становится. Но сегодня мы намерены максимально исправить ситуацию. - Буквально накануне нового года в социальных сетях опять прозвучала критика в ваш адрес. - Мы стараемся оперативно реагировать на все замечания, для этого создан целый отдел. Разбираемся с каждым конкретным случаем, стараемся решить вопросы в пользу покупателей. Но все сразу не сделаешь. Большая часть проблем - это системные ошибки и недоработки, которые в одночасье не исправить. Чтобы вообще не допустить их возникновения, необходимо неустанно оттачивать и дорабатывать бизнес-процессы внутри компании. А на это уходит много месяцев, а порой и несколько лет. - Каким образом формируется продуктовый ассортимент? - У нас есть три вида поставщиков. Это транснациональные компании, такие, как «Проктер энд Гэмбл», «Кока-Кола» и другие. Второй вид – национальные компании («Раимбек», «Фуд-Мастер»). И есть региональные - «Дим-Ка», «Шах», «Дос-Тар», «Бурненская молочная компания», «Аулие-Ата Феникс», «Кокжиек-2030» и другие. С теми, кто работает на местном рынке, нам сотрудничать особенно легко. Во-первых, потому что они местные, можно договориться быстро и взаимовыгодно, во-вторых, удобно работать в плане логистики и поставок. К примеру, часть молочных продуктов поступает непосредственно к нам на склад и быстро распределяется по торговым точкам. Причем местные игроки продуктового рынка предоставляют нам лучшие условия, нежели национальные и транснациональные компании. - Какие компания вам поставляют крупы? - С этой категорией продовольственных товаров особых сложностей мы не видим, так как их нам предоставляют национальные и региональные компании. Здесь зарубежных игроков почти нет, а если и появляются, то перечень обычно небольшой, всего из двух-трех пунктов. Возможно, какая-то доля импорта в крупяных изделиях есть, но масштаб нам не известен, так как большинство компаний-поставщиков, которые с нами работают, приобретают товар оптом, а мы уже от них получаем расфасованные крупы. - Заметно, что вы большое внимание уделяете социальному продуктовому набору. - Это тоже одна из составляющих нашей деятельности. Накануне нового года нас наградили медалью «Халық алғысы» от «Nur Otan». Во время жесткого карантина, объявленного весной, мы вместе с сотрудниками аппарата обл­филиала партии формировали и развозили продуктовые наборы малообеспеченным семьям и одиноким пенсионерам. Тогда в городе, да и во всей стране была тяжелая ситуация, и мы не могли оставаться в стороне. - В свое время в ваших супермаркетах были социальные отделы с товарами из стабилизационного фонда области. Сейчас они сохранились? - Специальных отделов в наших супермаркетах сейчас нет, но продукты из стабфонда на прилавках присутствуют. Вы можете это заметить по ценам на товары. Кроме того, в Таразе есть социальные магазины и киоски стабфонда. Причем товара, который к нам поступает из стабфонда, недостаточно. К примеру, мы в месяц в среднем реализуем в своих магазинах более 70 тонн сахара, а в ноябре из стабфонда нам поступило 20 тонн сахара. Разумеется, этого объема на все магазины не хватает. - Тем не менее стоимость сахара в ваших магазинах самая низкая в городе. - Если мы получаем сахар из стабфонда, то реализуем его по рекомендованной цене – 190 тенге за килограмм, а если покупаем сами у дистрибьюторов, ставим свою цену. Поверьте, наценка на сахар у нас небольшая – от трех до пяти тенге на килограмм. Это не тот товар, на котором мы можем зарабатывать. Если мы будем продавать дорогой сахар, к нам в магазин никто не придет. - Вы продаете преимущественно местные овощи? - Овощи мы закупаем в Алматы, Туркестанской области и на севере Казахстана. Осенью приобрели 200 тонн павлодарского картофеля. Храним его в арендованном овощехранилище оптово-распределительного центра, где поддерживается нужная для картофеля температура. Там же хранятся овощи и фрукты, которые мы берем на реализацию у местных фермеров и частично - на оптовом рынке. Должен сказать, что торговать этой категорией товара очень сложно. Здесь необходимо правильно управлять большим количеством микропроцессов, что не всем под силу. Потому что овощи – это скоропортящийся товар, который нуждается в постоянном внимании, правильной выкладке и частой переборке. Ведь люди обычно при покупке, скажем, картошки, выбирают себе самые лучшие клубни и оставляют мелочь. Нашим сотрудникам приходится постоянно убирать выборки, добавлять товар на прилавки. Таким образом, в течение дня продавцы делают до 30 подходов к овощным прилавкам. - Накануне нового года вы делали подарки покупателям в виде скидок или призов? - Скидки и акции для покупателей – это одна составляющая нашей работы. В течение всего года компания привлекает людей именно скидкой в цене, акциями и проведением различных розыгрышей. Я вообще считаю, что самый важный подарок - это цена. Если мы начнем просто что-то дарить, то не получим никакого результата. Но мы делаем промоакции – каждые две недели наша компания договаривается с поставщиками о специальной цене на их товары. Вы, наверное, видели в наших магазинах на прилавках желтые ценники. Это скидки, часть которых берет на себя «Вкусная корзинка», а часть - поставщики. Такие глубокие скидки действуют накануне всех крупных праздников, в том числе и на Новый год. Именно в такие дни возрастает товарооборот и, соответственно, выручка. - А ваши сотрудники получили новогодние подарки? - Разумеется. Были и подарки, и награждение самых лучших работников нашей компании. Добавлю также, что наше ТОО продолжит действовать в интересах покупателей и сохранит принцип своей деятельности в наступившем году.

Людмила МЕЛЬНИК

[gallery ids="41385,41386"]

Самые читаемые статьи недели:

Дорога к цели 15 ноября, 2024

Дорога к цели

Доходы растут 15 ноября, 2024

Доходы растут

Капля жизни 15 ноября, 2024

Капля жизни