Новости

Всё дороже и дороже. Для обновления техники нужно доступное финансирование

Всё дороже и дороже. Для обновления техники нужно доступное финансирование

Для обновления техники нужно доступное финансирование

В России примерно половина используемых сельхозмашин - собственного производства, в Беларуси - 90 процентов, в Узбекистане - 80 процентов. У нас же основное производство отечественной сельхозтехники заключается в отверточной сборке из импортных узлов, что приводит к прямой зависимости цены на технику от стоимости комплектующих. Отечественные сборщики агромашин наравне с производителями сельхозтехники ежегодно повышают цены на три-четыре процента. Так, трактор «Беларус 82» завода СемАЗ в 2014 году стоил 3,1 миллиона тенге, в 2017-м - 6,7 миллиона, а в 2020-м - 9,5 миллиона тенге. Самый обычный комбайн еще пару лет назад обходился фермерам в 30 миллионов тенге, сейчас его стоимость достигла 50 миллионов. Разница в цене между импортной и местной техникой мало заметна, но в качестве очевидна. Например, современные импортные комбайны могут проводить анализ зерна сразу в бункере, показывая качество урожая. Либо есть опрыскиватели, которые благодаря датчикам вносят препараты только там, где это необходимо. Техника казахстанской сборки подобных возможностей не имеет. Есть надежда на то, что сельхозмашиностроение начнет развиваться в нашей области. В селе Бектобе завершается строительство завода, который займется сборкой сельхозтехники. На первом этапе будут выпускать различные культиваторы. Для поддержки сельхозтоваропроизводителей и отечественных предприятий по сбору техники с прошлого года в регионе стартовал проект «Trade-in». Однако жамбылские аграрии сдали всего десять единиц старых тракторов! Непонятно, что с этой идеей будет дальше... Ежегодно Правительство выделяет средства на субсидирование процентной ставки по лизингу и инвестсубсидирование для решения проб­лемы износа сельхозтехники. То, что большая часть сельхозмашин в регионе давно отработала нормативный ресурс, не секрет. В среднем износ по тракторам и комбайнам оценивается в 80 процентов. Это приводит к огромным расходам на ремонт перед каждым полевым сезоном и снижает производительность труда. По данным главного специалиста управления сельского хозяйства акимата области Жасулана Курманбекова, сейчас в регионе имеются в наличии около 18 тысяч единиц сельхозтехники, из них 15 тысяч единиц работают больше десяти лет. В течение прошлого года парк сельхозтехники обновлен на 10,8 процента. В районах этот показатель - от 10 до 14 процентов. Самый высокий - в Таласском районе - 14,1 процента, районе Т. Рыскулова - 12,9, Сарысуском - 11,7, Байзакском - 11,1 процента. В Жамбылском, Жуалынском, Кордайском и Меркенском районах - по 10 процентов. Отметим, что по нормативам этот уровень должен достигать 10 процентов ежегодно. В прошлом году аграриями было приобретено 34 комбайна, 262 трактора и 928 единиц другой техники, хотя планировалось закупить 1131 сельхозмашину. Даже из-за карантинных ограничений снижения покупательской способности потребителей не последовало. Конечно, при таком объеме устаревшей техники 10-процентное обновление - капля в море. Но если регион и впредь будет придерживаться таких темпов, можно быстро провести модернизацию парка, считают в управлении сельского хозяйства. Все, что нужно фермерам для обновления парка сельхозмашин, - доступное финансирование. У крестьянских хозяйств есть возможность получить на приобретение техники на собственные средства 25-процентные субсидии, сельхозкооперативов - 50-процентные субсидии. В прошлом году на получение инвестиционных субсидий подали заявку 697 крестьянских хозяйств, их профинансировали на общую сумму 1,905 миллиарда тенге. Можно взять технику в лизинг через АО «Казагрофинанс». Но это менее выгодно для сельхозтоваропроизводителей. Для сравнения: если в 2008 году процентная ставка была в пределах четырех-пяти процентов, финансирование предоставлялось на семь лет, в 2013 году - 12,8 процента, в 2015-м - 13,4, в 2016-м - 14,5, в 2018-м - 14,5 процента, то с 2019 года по сегодняшний день процентная ставка составляет 17 процентов, срок - 10 лет. Высокие ставки делают высокопроизводительную технику недоступной большинству хозяйств, даже крупных. В прошлом году в лизинг жамбылские сельхозтоваропроизводители приобрели всего 195 единиц агромашин на сумму 4,30 миллиарда тенге. Лизинг субсидируется в размере 10 процентов от покупки. Кроме того, из Национального фонда выделяется субсидия в размере шести процентов, но только на покупку техники отечественного производства.

Лола НУРМАТОВА, фото Юрия КИМА

[gallery ids="41816,41817"]