Опасные маршруты. Автобусный парк Тараза нуждается в обновлении
Опасные маршруты. Автобусный парк Тараза нуждается в обновлении
Автобусный парк Тараза нуждается в обновлении
Ситуация с распространением коронавируса в Жамбылской области остается сложной. Специалисты службы санитарно-эпидемиологического контроля, медики по-прежнему призывают население строго соблюдать меры безопасности – носить защитные маски, пользоваться антисептиками, избегать мест скопления людей. К сожалению, с соблюдением последнего требования у жителей Тараза возникают серьезные трудности. Ну как можно избежать скопления, если люди добираются на работу на автобусе. А они, как правило, в часы пик переполнены. Сейчас по 35 городским маршрутам ходят всего 250 автобусов, да и те с перебоями. За последние годы проблема общественного транспорта в городе Таразе обострилась. Правда, местные власти предпринимают усилия, чтобы как-то ее разрешить. С прошлого года ввели электронную систему билетирования, что, конечно же, является положительным моментом. Прежде всего пассажирам стало намного удобнее расплачиваться за проезд. После введения новшества поубавилось в автобусах крикливых и беспардонных кондукторов. Да и сама система оплаты, надо полагать, стала более прозрачной. Но установка в салонах автобусов валидаторов является лишь частичным решением проблем, которые годами копились в сфере общественного транспорта. Для полного же их решения необходимы кардинальные меры. И первоочередной задачей является обновление всего автобусного парка, поскольку нынешнее его состояние не выдерживает никакой критики. В конце прошлого года мониторинговая группа Общественного совета города обследовала автобусные парки Тараза и пришла к неутешительным выводам. Вот лишь некоторые данные по самому крупному перевозчику ТОО «АулиеАтаТрансПасс». Это предприятие имеет в своем парке 220 автобусов и обслуживает 17 из 42 городских маршрутов, или 40 процентов от общего объема пассажирских перевозок. При этом установлено, что срок эксплуатации 130 автобусов (60 процентов парка) составляет от шести до 10 лет. Еще 57 автобусов эксплуатируются на протяжении пяти лет. О состоянии транспорта у других перевозчиков и говорить не приходится. За последние 10 лет компании «Саяхат-99», «ТаразПассТранс», «Мерей-2012» и «Саяхат» не приобрели ни одного нового автобуса. Поэтому неудивительно, что на городских маршрутах курсирует изношенный во всех отношениях автотранспорт, в том числе устаревшие микроавтобусы, которым пора уже на свалку. Перевозчики говорят, что сами они не в состоянии обновить автопарк. А что же делают местные исполнительные органы? Акимат Тараза уже который год пытается обнадежить горожан обещанием закупить сотню новых автобусов. По сообщению отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Тараза, ведутся переговоры с АО «Банк развития Казахстана» с целью покупки в лизинг под семь процентов годовых 100 автобусов с большим количеством посадочных мест, удобных для пассажиров. Соответствующие документы и расчеты сейчас находятся на рассмотрении в упомянутом банке. Обнадеживающее начало. Хорошо, если там одобрят заявку. Но ведь могут и отказать. Что тогда? Опять останемся у разбитого корыта? В силу сложившихся обстоятельств сфера общественного транспорта находится в руках частных компаний. Но ведь это не повод отмахнуться от назревших в ней проблем. Городские власти, используя рычаги воздействия, должны обеспечить четкую работу автопредприятий. К примеру, остро стоит вопрос подготовки квалифицированных кадров. Дело в том, что многие опытные водители автобусов из-за низкой заработной платы уехали в большие города. Вместо них приходится нанимать работников с недостаточным опытом и квалификацией. К чему приводит подобная практика, общеизвестно. Только за 10 месяцев прошлого года в отношении водителей автобусных парков Тараза дорожными полицейскими выявлено 600 административных правонарушений, в том числе 46 - за нарушения правил маневрирования. Но по причине острой нехватки квалифицированных кадров руководство автопарков не применяет жесткие меры к нарушителям дорожных правил и культуры обслуживания пассажиров. Понятно, что самим перевозчикам решить эти проблемы не по силам. Здесь необходимы организационные меры со стороны акимата города. Почему бы в социальные программы не включить пункт по подготовке в таразских колледжах водителей автобусов? Но, видимо, никто всерьез не желает заниматься этим делом. Уже не первый год перевозчики не могут добиться от акимата повышения тарифа за проезд, который сегодня является одним из самых низких в стране. По словам директора ТОО «АулиеАтаТрансПасс» Рашида Пирманова, тариф на перевозки за последние 20 лет повысился всего на 40 тенге. А ведь за эти годы стоимость горюче-смазочных материалов и запчастей к технике подорожала в несколько раз. Отсюда и все беды, считает представитель сообщества перевозчиков. Проблемы, связанные с функционированием общественного транспорта в Таразе постоянно обсуждаются на различных уровнях с участием заинтересованных лиц. Но какого-то кардинального решения по этому вопросу до сих пор не принято. Может быть, новому составу городского маслихата удастся сдвинуть дело с мертвой точки? А пока мы имеем то, что едва ли заслужили: грязные, обшарпанные салоны автобусов, хамство со стороны водителей и кондукторов. И не только это. В автобусах стало ездить опасно для здоровья.Кукен ОРШАБЕКОВ, фото Юрия КИМА