Тюльпаны родины моей. Символами обновления природы украшают артефакты
Символами обновления природы украшают артефакты
Археологами обнаружены многочисленные исторические свидетельства сосуществования и взаимного обогащения оседлой и кочевой цивилизаций. Издревле кочевые племена проводили лето на плодородных высокогорных жайляу, а выгодное расположение городов вдоль караванных дорог позволяло местным оседлым жителям вести товарообмен с соседними народами. И многие средневековые артефакты сегодня, будь это фрагмент керамического сосуда, чаши или деталь архитектурной части мавзолея, серебряное изделие, свидетельствуют о существовании местной самобытной культуры данной эпохи, это своеобразные источники мыслей и верований, созданные древними мастерами на высоком техническом и художественном уровне. Для декора средневековых изделий характерны изящество и тонкое чувство колорита. Орнаментальные изображения доставляют эстетическое наслаждение, вызывают цепочки ассоциаций, позволяющие понимать и ценить великолепные творения древних мастеров, переживших своих создателей на многие столетия. В орнаментации богато использовались штамп, резьба, налеп, изображающие растительные и геометрические фигуры, стилизованные изображения животных, птиц и людей. Создание растительного орнамента было связано с живым наблюдением за природой, древние зодчие мастерски передали нам вид виноградной лозы, стебля плетущейся ветви и главного весеннего степного цветка - тюльпана. Тюльпан присутствует в орнаменте многих степных среднеазиатских народов и имеет сакральный смысл, так как при его написании по-арабски используются те же буквы, что и при написании слова «Аллах». Неслучайно в программной статье Елбасы Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой степи» говорится о том, что «многое из того, без чего просто немыслима жизнь современного общества, было в свое время изобретено в наших краях». Казахстан - родина яблок и тюльпанов. Цветение тюльпанов в казахской степи с древности означало наступление весны, пробуждение природы. Сегодня в мире существует более трех тысяч сортов культурных тюльпанов, и большая их часть - потомки наших местных цветов. Только на территории Жамбылской области произрастают 18 видов тюльпанов. Сегодня цветок по праву является туристическим брендом нашей области. Тюльпаны родины моей, Что их нарядней и скромней? Лицом к заре обращены, Вобрали все цвета они, Дыханье сочных лепестков, Пробивших плотный слой веков. Сложились лепестки в тюрбан, Отсюда и пошло - тюльпан. Кумысом вскормленный кипчак Названье дал им - қызғалдақ. (Из поэмы «Тюльпаны на солончаке» казахстанского автора Георгия Кукарека). Тюльпан изображен на многих уникальных артефактах музейной коллекции Государственного историко-культурного заповедника-музея «Памятники древнего Тараза», раскрывая самобытную символику, пользовавшуюся большой популярностью в период развития средневекового ремесленного искусства древнего Тараза. Рассмотрим, к примеру, жемчужину средневекового зодчества эпохи Караханидов - мавзолей Айша-биби, на котором в основе декоративного орнамента использованы растительно-геометрические мотивы. Казахстанский архитектор Толеу Басенов дал экспертную оценку памятнику: «Мавзолей Айша-биби по существу является своего рода музеем, в котором сосредоточены основные орнаментальные сокровища архитектуры Казахстана и в котором содержится ключ к пониманию традиционных форм, принципов эволюции и сочетания отдельных орнаментальных мотивов». Внимательный посетитель, рассматривая сегодня памятник, сможет без труда заметить изящную форму бутона тюльпана, расположенного в завершении колонны над стрельчатой нишей в кувшинообразных капителях. Использование орнаментального изображения бутона тюльпана прослеживается на уникальном артефакте - бронзовом сосуде с согдийской подписью имени мастера, под которой расположен медальон в форме цветка тюльпана, что символизирует именную эмблему мастера. Сосуд датируется концом XI - началом XII веков. Также тюльпан нанесен на бронзовое навершие курильницы, выполненной в форме головы птицы, под гребешком которой выгравирован цветок. Изображение бутона тюльпана использовано при изготовлении бронзовой чернильницы, боковые стенки которой богато украшены литой растительной орнаментацией, состоящей из цветочных бутонов. Данные средневековые бронзовые изделия украшены на высоком художественном уровне таразскими мастерами, которые придали этим предметам реалистичные формы в результате наблюдения за красотами родного края. Таким образом, архитектурное и ремесленное искусство средневекового Тараза было достаточно насыщено в своих мотивах и формах растительной орнаментацией, а весенний цветок - тюльпан выражает эстетические идеалы, идущие из глубины веков, демонстрирует народное творчество города и степи, отражая исторический ход развития строительной техники и художественных вкусов.Анна КРОКОШЕВА, заместитель директора РГКП «Государственный историко-культурный заповедник-музей «Памятники древнего Тараза», фото Юрия КИМА
[gallery ids="42653,42654"]