Орнамент на счастье. Новые узоры старого ремесла
Орнамент на счастье. Новые узоры старого ремесла
Новые узоры старого ремесла
У каждого из 20 этносов, проживающих на благодатной кордайской земле, есть свои история, традиции, обычаи и самобытные национальные костюмы. Зейнебе Хурова и Айша Милосы - известные в Сортобе мастерицы. Они шьют на заказ традиционную свадебную одежду, приданое дунганской невесты. Их работы отличаются богатой творческой фантазией, замечательной техникой исполнения и самобытностью. На одежде и обуви, а также украшениях много вышитых символов - пожелание счастья в браке, верности в супружеской жизни, многодетности и богатства. В вышивках на одежде дунганской невесты есть обязательные символы: верность и радость, здоровье и долголетие, счастье и преданность, богатство и сила. - По традиции каждая дунганская девушка себе в приданое должна сшить и вышить несколько наволочек, полотенец и 10 пар обуви. Если девушка - умелица, значит, хорошей женой будет. В идеале каждая дунганка обязана быть искусной вышивальщицей, поэтому раньше девочки с детства усердно обучались этому ремеслу. Но сейчас, к сожалению, этот вид искусства забывается, - делится Зейнебе Хурова. Зейнебе Арваевна человек творческий - очень любит петь, рисовать, вышивает с 12 лет. В их доме всегда были вещи, сделанные вручную: красивые вышитые скатерти, полотенца, наволочки. Бабушки, мама так увлекли Зейнебе рукоделием, что жить без этого она уже не может. Айше Милосы уже 70 лет, больше полувека она шьет и вышивает национальные наряды. Ее изделия даже приобрели для музея. Заказы поступают не только из близлежащих сел, но и других регионов Казахстана, из Кыргызстана. Рассматривая ее работы, восхищаешься мастерством, трудолюбием и терпением. Ведь вышивка - удивительное искусство, требующее кропотливого, напряженного труда и дающее простор для творчества. А творчества и фантазии мастерице не занимать. Вышивание для Айши Сулеймановны - это не только форма самовыражения, но и возможность дарить людям радость. «За вышивкой я забываюсь, не лезут в голову ненужные мысли. Я отдыхаю, расслабляюсь», - говорит она. Мастерицы используют два основных способа вышивки: гладь и выбивание, которое выполняется с помощью особой иглы. Их вышивка отличается тонкостью сочетания цветовых тонов. - Чем ярче цвета, тем насыщеннее жизнь. Единственное, у дунган практически не используется желтый цвет, - не отрываясь от работы продолжает Зейнебе Арваевна. Стежок за стежком - готов изысканный узор. К слову, рисунки умелица делает сама, что-то заимствует у других, что-то придумывает. Многие элементы берет из окружающих ее предметов - создает различные изображения фруктов, красивых цветов, растений, птиц и животных. Часто в ее работах встречаются георгины и пионы, которые по народной символике олицетворяют богатство и благополучие, а также гранат и виноград, являющиеся символами и знаками пожелания потомства и многодетности. При этом птицы и животные также имеют символическое значение. К примеру, утка, любующаяся лотосом, - олицетворение верности и счастливого брака; Феникс - знак долголетия и счастья; рыбы возле лотоса - верность и преданность…. - Из предметов свадебного женского костюма наиболее сложны «воротники невесты» - пижа, украшающие шею, плечи и грудь. Пижа состоят из большого количества элементов, соединенных в ярусы. В самом скромном случае ярус один, но встречаются воротники с пятью ярусами. На каждом - самостоятельная вышивка, изображение цветка, животного, - рассказывает Айша Сулеймановна. По рассказам мастериц, в костюм невесты, помимо платья, входят жилетка - дядязы, штаны, на которые обязательно нашиты черная и белая ленты, воротник невесты, специальные носки. Все сшито из тканей глубоких тонов (черного, красного, синего), декорировано вышивкой, аппликацией, узорными широкими лентами и тесьмой. Обувь и носки, которые надевает невеста в день свадьбы, - тоже произведения искусства: на носках вышивают цветы, птиц, бабочек, матерчатые туфли хэ также щедро покрыты вышивкой или аппликацией. - Помимо украшения одежды вышивка у дунган применялась для создания декоративных панно. Так, девушки должны суметь вышить полотенца размером 80 сантиметров на 2,2 метра, - продолжает знакомить с дунганскими традициями Зейнебе Хурова. На изготовление полного комплекта приданого и свадебного костюма у наших мастериц уходят две-три недели. Айша Милосы и Зейнебе Хурова с удовольствием передают свое мастерство дочерям и внучкам. И самая большая мечта у вышивальщиц - чтобы этот вид искусства не был забыт. Чтобы не допустить этого, они готовы даже открыть курсы по вышиванию.Ляйлим ДОСЕМБЕКОВА
[gallery ids="42662,42663"]