Меню

От древности до наших дней. Керамические изделия могли бы стать визитной карточкой региона

От древности до наших дней. Керамические изделия могли бы стать визитной карточкой региона

От древности до наших дней.  Керамические изделия могли бы стать визитной карточкой региона От древности до наших дней.  Керамические изделия могли бы стать визитной карточкой региона
Фото из открытого источника

Керамические изделия могли бы стать визитной карточкой региона

Древний Тараз - развитый торговый город на Великом Шелковом пути - в средние века славился своими купцами и ремесленниками. Первые торговали здесь золотом, изделиями из кожи и шелка, коврами и посудой. А большинство товаров производили местные мастера: они чеканили монеты, ткали ковры и ткани, пряли шерсть и вязали из нее полезные и красивые изделия, дубили кожу, делали из глины изящную керамику - посуду и предметы быта. Как свидетельствуют археологические находки, гончарное ремесло достигло расцвета в здешних краях именно в средние века. Археологов и историков поражает, что многие керамические изделия той эпохи сохранились в первозданной красоте. - В Древнем Таразе пересекались и разные культуры, что также способствовало развитию гончарного дела. Лепные изделия того времени имеют общие черты с предметами иранских, китайских и японских мастеров. В Государственном историко-культурном заповеднике-музее «Памятники Древнего Тараза» хранятся более 4000 артефактов, большая часть из них - из керамики, - говорит Галия Алимжанова, заместитель директора заповедника-музея. Известный историк Таисия Сенигова в своей книге «Средневековый Тараз» писала, что по техническим особенностям керамика Тараза представлена изделиями, вылепленными вручную, и изготовленными на гончарном круге. Вручную изготовлены хумы, тандыры, котлы, столики, некоторые типы кувшинов с цилиндрической горловиной, а также светильники и крышки сосудов, а на круге - водоносные кувшины, миски, кружки. - Таразские кувшины отличаются грушевидной формой, обращенной вниз узким концом, изящными пропорциями горловины с чертами птичьей головки. Каждый мастер создавал свой узор, подчеркивая индивидуальность. Благодаря выработанным веками орнаментальным приемам на коже, дереве, войлоке, кости и металле наши предки смогли воспроизводить их на гончарных изделиях, - говорит экскурсовод заповедника-музея «Памятники древнего Тараза» Багым Тасыбаева. В некоторых керамических изделиях, найденных археологами при раскопках, применялся сакский звериный стиль. В X-XII веках, когда ислам стал государственной религией, на керамической посуде стали появляться надписи, которые содержали изречения из Корана. - Каноны ислама запрещают изображать людей, поэтому большое место занимали зооморфные и растительные узоры, - добавила Галия Алимжанова. С того времени гончарное искусство в общем-то не претерпело каких-то изменений, разве что усовершенствовалось оборудование. Сейчас вместо механического гончарного круга мастера используют электрический, а изготовление керамических изделий из прибыльного дела превратилось больше в творчество или один из методов арт-терапии.

* * *

В Таразе основам гончарного искусства школьников обучают в центре технического творчества города. Наставник Вера Площенко проходит вместе с воспитанниками все технологические ступеньки - от замеса глины до сушки и обжига. Она рассказывает ребятам об истории развития гончарного искусства, особенностях и свойствах глины, учит работать с этим удивительно теплым и пластичным материалом. Изготовленные изделия должны сохнуть две недели, а затем их обжигают в муфельной печи. - Любая работа руками - это развитие мелкой моторики, внимания, мышления, эстетического вкуса, творческого потенциала. Дети становятся настоящими художниками, создают красоту своими руками, - говорит она. Педагог гордится учениками, которые продолжают дело мастера. Одна из них, Дарига Аманкосова, также ведет занятия по гончарному делу. Директор цент­ра Марат Ибрагимов рассказал, что в скором времени планируется открыть гончарную мастерскую и приобрести гончарный круг. Глину в центр технического творчества привозят из Туркестанской области, хотя в нашем регионе немало карьеров, где ее добывают. Думается, керамистам было бы легче, если бы их снабжали местными материалами.

* * *

Есть в Таразе и частная студия «Lashynart». Руководитель студии Гулжан Ибраимова начинала с того, что обучилась гончарному делу в алматинской частной арт-студии. В 2019 году начинающий предприниматель выиграла грант по программе «Дорожная карта бизнеса-2020» и открыла студию. - Тараз был городом ремесленников. При желании можно было бы вернуть его былую славу. Совсем скоро я планирую выпускать сувенирную продукцию из керамики для продажи. Очень хочу, чтобы древнее искусство стало популярным в нашей области, - говорит она. Студия редко пустует. Радует, что вместо торговых центров и ресторанов жители выбирают такой вид отдыха. По словам Гулжан Ибраимовой, глину привозят из Алматинской области. Муфельную печь она заказывала в Санкт-Петербурге. Как мы убедились, есть у нас энтузиасты, желающие развивать гончарное искусство. Им только нужна поддержка. Так мы могли бы возродить гончарный промысел - часть нашей истории. А чтобы он стал еще и визитной карточкой области, искусство древних мастеров нужно нести в массы.

Диана КАЛМАНБАЕВА

[gallery ids="42669,42670,42671"]

Самые читаемые статьи недели: