Меню

Спасительные нити. Путь к пониманию начинается с познания

Спасительные нити. Путь к пониманию начинается с познания

Спасительные нити.  Путь к пониманию начинается с познания Спасительные нити.  Путь к пониманию начинается с познания
Фото из открытого источника

Путь к пониманию начинается с познания

В минувшем году 135 представителей деструктивных течений отказались от ошибочных взглядов и заинтересовались канонами традиционного ислама. Понятно, что такие перемены дались им нелегко. Тем ценнее победа разума над мракобесием и невежеством, уход от необдуманных поступков вроде выезда в зоны боевых действий и нарушений закона. Да, теологи и психологи центра исследования проблем религий акимата области хорошо поработали. Благодаря их усилиям более сотни земляков не только отказались от убеждений, навязанных радикалами, но и обрели способность критически мыслить, адекватно оценивать события своей жизни и высказывания собеседников. Однако зададимся вопросами: сколько еще в нашем обществе сторонников псевдорелигиозных учений?! Как их распознать среди обычных граждан? Допустимо ли судить только по внешнему виду и считать, что, к примеру, пышная борода и укороченные брюки у мужчин, или облачение женщины в хиджаб, абайю указывает на радикализм их взглядов? Эти вопросы вовсе не праздные. Ведь большинство из нас проявляет либо толерантность, либо равнодушие к тем, кто демонстрирует набожность и отстраненность, кто высокомерен к окружающим и даже близким, кто обзывает кяфирами (неверными) всех не согласных с их мнением.  

О компромиссах и их последствиях

Минувшим летом, в 38-градусную жару мне довелось увидеть двух мамаш, облаченных в хиджабы и наглухо закрытые платья, точно так же нарядивших своих дочерей лет восьми и 12. Но вовсе не их одежда привлекла мое внимание, а то, с каким неодобрением, даже презрением они смотрели на окружающих. Жесткими, осуждающими взглядами проводили они стайку девочек-подростков в майках и шортах, девушек и женщин в легких летних платьях. Зато окружающим до них не было никакого дела. Признаюсь, раньше я тоже без настороженности воспринимала молодых женщин и девочек в хиджабах или суровых бородатых мужчин в укороченных штанах. Думалось, что с того, может, нравятся им арабские наряды. Не пугало и то, что некоторые знакомые следуют внешним установлениям, только не традиционным, а заимствованным у кого-то. Так это болезнь роста, казалось тогда: люди пытаются найти себя, возможно, заблуждаются. Лет 15 назад одна из наших коллег тоже облачилась в хиджаб и платье до пят. Очевидно, не по своей воле, а по требованию своего «господина», гражданского мужа, нигде не работавшего адепта некоего вероучения. Муж ревностно опекал супругу, следил, чтобы она не общалась с коллегами и интервьюируемыми мужского пола. Впрочем, эта игра с переодеванием длилась недолго. Расставшись с другом, она перестала всуе поминать Аллаха, вернулась к привычному образу жизни работающей мамы, в одиночку воспитывающей ребенка, и привычной же одежде. Сегодня ряды девушек и молодых женщин в хиджабах ширятся. Как мы, окружающие, это воспринимаем? Как сигнал о беззаветном служении вере? Скорее, как знак принадлежности к некоему нетрадиционному сообществу верующих. На самом же деле, истинную причину мало кто знает: серьезного социологического исследования на этот счет нет. Между тем ореол соотечественниц в мусульманской одежде подпортил прошлогодний случай в Актюбинской области, когда девочка-подросток в хиджабе избила сверстницу. Лишь после того, как видео со сценой насилия стало достоянием общественности, обидчица публично попросила прощения у потерпевшей, старательно изображая смирение и раскаяние. И некоторые пользователи соцсетей предлагали простить ей агрессию, дескать, «она же верующая».  

Блажен, кто верует?

Этот аргумент «он (она, или я) же верующий (ая)» в качестве исчерпывающей характеристики в сегодняшнем обиходе встречается довольно часто. Не в этом ли причина того, что казаться верующим стало модно? Но разве статус верующего дает право драться и унижать других, быть высокомерным, злым или вороватым? Такая уловка в общественном сознании кажется вполне объяснимой, если учесть приметы нынешнего времени: зачастую люди проявляют готовность к компромиссам. А мне вспоминается высказывание писателя Андрея Битова, который на вопрос, является ли он верующим, ответил так: «Надеюсь, что да. Но это очень большое самомнение утверждать это. Это самая большая мания величия, которая может быть». Конечно, мода на демонстрацию религиозности среди молодых не пройдет сама собой. Особенно с учетом того, что радикалы как раз таки бескомпромиссны. Настойчивость и даже назойливость, с которыми они насаждают свое толкование веры, порой не вызывают отпора. Они позволяют себе поучать людей, критиковать всех и вся, призывать к активным действиям против представителей государственных органов. И тоже ведь всячески подчеркивают, что верующие. И толерантность граждан к таким проявлениям неуместна. Все, кому небезразлично состояние современного общества, в том числе лидеры и представители общественных организаций, должны осознать гражданскую ответственность и повлиять на молодых людей в вопросах религии. Важно внушить им, что путь к традиционному исламу начинается с обретения знаний.

Гульжан АСАНОВА

Самые читаемые статьи недели: