Меню

Изучая прошлое, создаём будущее... Учащиеся НИШ посвятили научные проекты истории края

Изучая прошлое, создаём будущее... Учащиеся НИШ посвятили научные проекты истории края

Изучая прошлое, создаём будущее...  Учащиеся НИШ посвятили научные проекты истории края Изучая прошлое, создаём будущее...  Учащиеся НИШ посвятили научные проекты истории края
Фото из открытого источника
 

Учащиеся НИШ посвятили научные проекты истории края

В Назарбаев Интеллектуальной школе Тараза состоялись общественные слушания научных проектов. К такому формату члены научного общества учащихся «STEAM» прибегли в надежде на содействие в продвижении исследований, а также для популяризации краеведческой работы, привлечения внимания сограждан к актуальным темам, персоналиям и локациям. Под руководством учителей-экспертов истории НИШ Любови Исатаевой и Камиллы Утегеновой ученицы 11-го класса Мерей Марат и Фариза Құрманбаева подготовили научный проект о деятельности трудармии на территории Коскудукского лесхоза Таласского района Жамбылской области в период Великой Отечественной войны. Сведения о работниках трудовой армии большей частью остаются секретными, и юные исследователи планируют в дальнейшем поработать с архивами Российской Федерации. Но и те факты, которые им удалось выяснить на местном уровне, заслуживают внимания. Ученицы поставили себе цель воссоздать историческую картину деятельности трудармии на территории нашей области. Вместе с научными руководителями они выехали на место бывшего Коскудукского лесхоза, провели опросы среди жителей сел Акколь и Ойык Таласского района, где жили немцы-спецпереселенцы. Большое содействие участникам экспедиции оказал главный специалист отдела управления природных ресурсов и регулирования природопользования акимата области Артем Гуляев, который тоже интересуется историей края. - Среди сельчан мало кто помнит о депортированных в наш регион этнических группах, представители которых тоже трудились в трудармиях, причем в нечеловеческих условиях. Поделиться обрывочными сведениями смог лишь один аксакал, - говорит Мерей. А детально подготовиться к интервью авторам проекта помогла книга Якова Иккеса «На задворках распятой страны», где повествуется о том, как трудармейцы рубили саксаул для Чимкентского свинцового завода. Кроме того, школьницы изучили документы в Государственном архиве Жамбылской области. Они пришли к выводу, что исполнительные органы в годы войны не создали условий для спецпереселенцев, хотя в соответствии с указами советского Правительства обязаны были это сделать. Режим дня был составлен так, что депортированные и их дети трудились с раннего утра до поздней ночи бок о бок с уголовниками. Все эти данные они представили присутствующим в таблицах и слайдах. - В таких ужасных условиях невозможно было бы выжить без поддержки местных жителей, ведь переселенцы были сломлены морально и испытывали тяготы. Мы провели опрос среди жителей и спросили, помнят ли они, что здесь жили немцы, как они здесь оказались? Молодое поколение практически не осведомлено об этом. Старшее поколение помнит о переселенцах, но никто, кроме одного жителя села Ойык, не мог назвать причину их переезда, - говорит Фариза. Ученицы не намерены останавливаться на достигнутом. Они планируют опуб­ликовать статью о своем научном проекте в республиканском журнале «Открытая школа», разместить ее в интернет-энциклопедии «Википедия», снять фильм, наладить сотрудничество с российскими архивами и областным историко-краеведческим музеем. А Артема Гуляева успешное проведение экспедиции натолкнуло на мысль, что пора возродить школьные лесничества. Ребята будут изучать правила поведения в лесах, постигать основы деятельности по охране лесных насаждений, проводить различные экспериментальные и исследовательские работы. - При существующем дефиците кадров они оказали бы большую помощь нашему управлению, - говорит Артем Гуляев. Участники общественных слушаний дали высокую оценку работе старшеклассниц. - Авторы проекта идут в ногу со временем. В этом году Указом Главы государства Касым-Жомарта Токаева была создана госкомиссия по реабилитации жертв политических репрессий. В нее входит профессор из Караганды Ляззат Шотбакова, защитившая диссертацию на тему депортации представителей разных этносов. Считаю, что такие специалисты помогут глубже изучить заинтересовавшую вас тему. Уверен, что это только начало большого пути, - сказал член Общественного совета Жамбылской области Кайрат Шотбаков. В свою очередь директор дирекции по охране и восстановлению историко-культурных памятников Жамбылской области Куаныш Дауренбеков предложил Мерей и Фаризе изучить жизнь и деятельность японских и польских спецпереселенцев в нашем регионе.

* * *

Презентация второго проекта, посвященного творчеству нашего коллеги - журналиста, поэта и исследователя Амантая Айзахметова, тоже вызвала большой интерес у приглашенных на слушания гостей и у самих школьников. Амантай Абуович работал в газете «Знамя труда» с 1980 года прошлого века до 2008 года - сначала корреспондентом, затем заведующим отделом социальной сферы. Он был не только журналистом, но и исследователем, провел целый ряд этнокультурных экспедиций. В начале 90-ых годов организованная по его инициативе карстово-спелеологическая экспедиция была поддержана акимом области Омирбеком Байгелди, что позволило приобрести нужную технику и оборудование для ее участников. Результаты экспедиции, а также предыдущих поездок и командировок, издавались в виде публикаций, сборников и книг. Ученицы 10-го класса НИШ Лейла Жазықбай и Фатима Баймаханова прочитали его статьи и книги, и под руководством своих наставников Любови Исатаевой и Камиллы Утегеновой постарались систематизировать их. Предметом их изучения стали статьи Амантая Абуовича на исторические темы, его книги «Сыновья и дочери Пандов, или Тайны запредельного мира», «Белые гуси Дикого поля», «Рождение тюркского мира», «Колыбель царей человечества», поэтические сборники. - Нас поразил тот факт, что Амантай Абуович, будучи журналистом, а не ученым, смог осуществить дешифровку надписи на одной из золотых пластин из города Пирги, найденных в 1964 году на территории Италии. Ключом к прочтению текста этрусских надписей стал именно казахский язык, который, как мы узнали позже из книг А. Айзахметова, восходит к прототюркскому языку, - с этого начала Лейла презентацию проекта. Правда, значительно позже, чем он, аналогичные методы дешифровки предложили еще несколько ученых. Причем их работы довольно легко найти в Интернете, тогда как труды Амантая Айзахметова до сих пор не оцифрованы. И этот факт очень огорчает юных исследователей и их научных руководителей. - История Великой Степи - это огромный пласт в творческом наследии Амантая Айзахметова. Цикл его поэтических произведений посвящен родной земле и казахским батырам, в его стихотворениях воспеты яркие образы царицы Томирис, Айши-биби, Героя Советского Союза Алии Молдагуловой и других героев. Наряду с этим об истории края рассказывали серии его публицистических статей, а затем его книги. Изучая их, мы составили ментальную карту, по которой видно, как от репортерской деятельности журналист Айзахметов пришел к исследованиям и открытиям о городище Акыртас, памятнике Тектурмас, ущелье Ботамойнак, - отметила Фатима. Авторы проекта приступили к изучению гипотез, выдвинутых Амантаем Айзахметовым о связи пирамид Египта и блоков Акыртаса, об истоках прототюркской цивилизации и ее родстве с древнейшей минойской цивилизацией, о той самой дешифровке золотых пластин из Пирги, и намерены продолжить исследование, но уже на другом уровне. Для чего предлагают все-таки оцифровать труды Амантая Айзахметова, открыть страницу, посвященную ему, в Википедии, выпустить документальный фильм, и если удастся, создать фонд. - В истории Казахстана много белых пятен. К тому же открытия, к которым пришли независимые исследователи, как, например, это сделал Амантай Абуович Айзахметов, недостаточно известны современникам. И чтобы его труды можно было обсудить в ходе научной дискуссии, они должны быть, как минимум, доступны, - такое мнение высказала Лейла от имени своих наставников и соавтора. Такой же позиции придерживается заместитель директора государственного историко-культурного заповедника-музея «Памятники Древнего Тараза» Анна Крокошева. Более того, она предложила популяризовать труды не только Амантая Айзахметова, но и других исследователей-краеведов, в том числе Кузембая Байбосынова. Кстати, по ее словам, Амантай Айзахметов предвосхитил время: ведь в 80-ые годы прошлого века, когда он впервые опубликовал статьи об Акыртасе, этот памятник археологии выглядел иначе: не было открытых стен, фрагментов водопровода и каменоломни. Лишь в 2014 году дворцовый комплекс Акыртас был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. А руководитель ТОО «Научная организация «Арк», археолог Искандер Торбеков с воодушевлением рассказал о том, что в 2018-2019 годах планировалось повторить экспедицию Амантая Айзахметова по священному треугольнику Тектурмас - Ботамойнак - Акыртас, однако этот проект, уже профинансированный, был отложен. Остается надеяться, что как только появится возможность, экспедиция для поиска и исследования пещеры, ведущей, как предполагали некоторые исследователи, от Тектурмаса к городищу Акыртас, все-таки состоится. Всяческую поддержку пообещал школьникам и член Общественного совета области Кайрат Шотбаков. Директор Назарбаев Интеллектуальной школы Тараза Тимур Нуркешов поблагодарил авторов проекта и их педагогов за содержательные презентации. К слову, авторы обоих исследований Мерей и Фариза, а также Лейла и Фатима являются участниками XXVIII Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В. И. Вернадского. Жамбылские школьницы прошли первый отборочный этап и получили допуск ко второму этапу конкурса.

Гульжан АСАНОВА, Диана КАЛМАНБАЕВА, фото Юрия КИМА

[gallery ids="42972,42973,42974,42975,42976,42977"]

Самые читаемые статьи недели: