Меню

Огнём рождённое искусство. Юные гончары cоздают шедевры

Огнём рождённое искусство. Юные гончары cоздают шедевры

Огнём рождённое искусство.  Юные гончары cоздают шедевры Огнём рождённое искусство.  Юные гончары cоздают шедевры
Фото из открытого источника

Юные гончары cоздают шедевры

Преподаватель центра технического творчества города Тараза Вера Площенко может многое рассказать о гончарном искусстве. Своей увлеченностью она восхищает воспитанников центра. - Глина - хороший материал, из нее можно сотворить все, что угодно. В умелых руках глина становится мягкой, податливой, обретает формы, которые ты хочешь ей придать, - говорит она. Изготовлением керамических изделий Вера Площенко занимается давно. - В 1986 году я окончила Джамбулский пединститут по специальности «изобразительное искусство и черчение», тема моей дипломной работы была «Керамика древнего Тараза». Узоры на изделиях, сохранившихся в областном краеведческом музее в нетронутом виде, история керамики, техника ее изготовления, которая с годами только совершенствовалась, - все это увлекало меня, - рассказывает керамист. После вуза она преподавала в Жамбылском гуманитарном высшем колледже имени Абая. - В 90-е годы прошлого века чаще приходилось проводить занятия по теории. Глину было трудно достать, знакомые иногда помогали, мешками привозили. С учащимися мы лепили керамику вручную. Муфельной печи не было, оставляли изделия подсыхать и затем их красили. Через некоторое время я купила маленькую муфельную печь - размером с коробку из-под обуви. Забирала работы учащихся домой и обжигала, - рассказывает Вера Площенко. Свои работы она показывала на выставках прикладного искусства. Был период, когда продавала керамические сувениры. Заказы стали поступать чаще, но выполнить их не удавалось: то глины не было, то печь не так работала. Вот и пришлось оставить эту идею. - Если серьезно заниматься этим бизнесом, то можно получать хорошую прибыль, - считает собеседница. - Хотя гончарное дело требует серьезных вложений, современное оборудование стоит дорого, и материал для работы достать нелегко. С 2012 года Вера Площенко преподает в центре технического творчества. И благодаря ей юные таразцы осваивают древнее гончарное ремесло. Кружок декоративно-прикладного творчества сейчас посещают 24 ученика. Дети здесь рисуют, причем не только на холсте, но и на дереве и камнях, осваивают различные техники, учатся создавать образы и сюжеты на гобелене и полистироле. - Ребята с нетерпением ждут занятий именно по гончарному искусству. Глину, к сожалению, и сейчас трудно найти, привозим из Туркестанской области. Пары мешков хватает на долгое время. Муфельная печь маленькая, изделия лепим, соответственно, тоже небольшие, - говорит она. Пока мы беседовали, дети уже подготовили глину для работы. - Светильники-чираги из глины использовались в средние века во многих странах. Форма светильников везде была почти одинаковая, похожая на маленькую лампу Аладдина из сказки. Где-то в чираг вливали оливковое масло, у нас - бараний жир, который позволял фитилю гореть долго, - так начинает свой очередной урок Вера Площенко. Дети смочили руки водой - это необходимо, чтобы глина стала послушной и не прилипала к пальцам - и из маленького кусочка начали лепить округлые заготовки. - У каждого ребенка одно и то же изделие получается по-разному. Это зависит от умения, характера и даже от его настроения, - говорит керамист. С основной частью светильника ни у кого не возникло проблем, а вот с носиком пришлось повозиться. Затем на светильниках дети рисовали узоры. Готовые изделия оставляют на две недели сушиться, а затем их обжигают восемь часов в муфельной печи при 1000 градусах по Цельсию. - Керамическое искусство появилось еще до нашей эры. Глиняные сосуды являются основными находками в погребениях древних андроновцев. Большие сосуды лепились вручную. Горшки имели плоское дно, бока выпуклые, округлые. Орнамент на горшки наносился мелкозубчатым штампом. В основном это были треугольники, зигзагообразные полосы. К слову, таким штампом мы и сейчас пользуемся. Во времена саков стали появляться новые виды керамической посуды: чаши, кувшины. В древнем Таразе мастера научились красить керамические изделия, стали наносить зооморфные, растительные узоры. Гончарное дело - консервативное искусство, ничего почти не меняется, только техника совершенствуется, - говорит Вера Площенко. На занятиях дети обучаются различным техникам изготовления керамических изделий. По словам педагога, работа с глиной развивает мелкую моторику, мышление, творческий потенциал. Для ребят это и развлечение, и обучение. - Мне нравятся фигурки после молочного обжига. Используя секреты древних мастеров, окунаем глиняное изделие в молоко на 15 минут. Пропитанный им предмет приобретает оттенки от светло-серого до шоколадного. Обжигаем также в костре на консервной банке и получаем черный цвет, - рассказывает воспитанница центра Эвелина Зайда. В кабинете, где идут занятия, привлекают внимание керамические фигурки животных. - Я лепила собаку и быка, украсила их геометрическими узорами. В этих фигурках много маленьких деталей, требуются усидчивость и терпение. Если получиться сделать такие фигурки, то все остальное уже не так сложно освоить, - говорит Анастасия Толмачева. Воспитанники кружка декоративно-прикладного творчества еще не участвовали в выставках и конкурсах по гончарному искусству, это будет в перспективе, возможно, ближайшей. Между тем в центре технического творчества планируется открыть гончарную мастерскую и приобрести гончарный круг, муфельную печь. Это расширит возможности центра, позволит обучить детей различным практикам, обрести новые навыки.

Диана КАЛМАНБАЕВА, фото автора

[gallery ids="43133,43134,43135,43136,43137,43138"]

Самые читаемые статьи недели: