Огнём рождённое искусство. Юные гончары cоздают шедевры
Огнём рождённое искусство. Юные гончары cоздают шедевры
Юные гончары cоздают шедевры
Преподаватель центра технического творчества города Тараза Вера Площенко может многое рассказать о гончарном искусстве. Своей увлеченностью она восхищает воспитанников центра. - Глина - хороший материал, из нее можно сотворить все, что угодно. В умелых руках глина становится мягкой, податливой, обретает формы, которые ты хочешь ей придать, - говорит она. Изготовлением керамических изделий Вера Площенко занимается давно. - В 1986 году я окончила Джамбулский пединститут по специальности «изобразительное искусство и черчение», тема моей дипломной работы была «Керамика древнего Тараза». Узоры на изделиях, сохранившихся в областном краеведческом музее в нетронутом виде, история керамики, техника ее изготовления, которая с годами только совершенствовалась, - все это увлекало меня, - рассказывает керамист. После вуза она преподавала в Жамбылском гуманитарном высшем колледже имени Абая. - В 90-е годы прошлого века чаще приходилось проводить занятия по теории. Глину было трудно достать, знакомые иногда помогали, мешками привозили. С учащимися мы лепили керамику вручную. Муфельной печи не было, оставляли изделия подсыхать и затем их красили. Через некоторое время я купила маленькую муфельную печь - размером с коробку из-под обуви. Забирала работы учащихся домой и обжигала, - рассказывает Вера Площенко. Свои работы она показывала на выставках прикладного искусства. Был период, когда продавала керамические сувениры. Заказы стали поступать чаще, но выполнить их не удавалось: то глины не было, то печь не так работала. Вот и пришлось оставить эту идею. - Если серьезно заниматься этим бизнесом, то можно получать хорошую прибыль, - считает собеседница. - Хотя гончарное дело требует серьезных вложений, современное оборудование стоит дорого, и материал для работы достать нелегко. С 2012 года Вера Площенко преподает в центре технического творчества. И благодаря ей юные таразцы осваивают древнее гончарное ремесло. Кружок декоративно-прикладного творчества сейчас посещают 24 ученика. Дети здесь рисуют, причем не только на холсте, но и на дереве и камнях, осваивают различные техники, учатся создавать образы и сюжеты на гобелене и полистироле. - Ребята с нетерпением ждут занятий именно по гончарному искусству. Глину, к сожалению, и сейчас трудно найти, привозим из Туркестанской области. Пары мешков хватает на долгое время. Муфельная печь маленькая, изделия лепим, соответственно, тоже небольшие, - говорит она. Пока мы беседовали, дети уже подготовили глину для работы. - Светильники-чираги из глины использовались в средние века во многих странах. Форма светильников везде была почти одинаковая, похожая на маленькую лампу Аладдина из сказки. Где-то в чираг вливали оливковое масло, у нас - бараний жир, который позволял фитилю гореть долго, - так начинает свой очередной урок Вера Площенко. Дети смочили руки водой - это необходимо, чтобы глина стала послушной и не прилипала к пальцам - и из маленького кусочка начали лепить округлые заготовки. - У каждого ребенка одно и то же изделие получается по-разному. Это зависит от умения, характера и даже от его настроения, - говорит керамист. С основной частью светильника ни у кого не возникло проблем, а вот с носиком пришлось повозиться. Затем на светильниках дети рисовали узоры. Готовые изделия оставляют на две недели сушиться, а затем их обжигают восемь часов в муфельной печи при 1000 градусах по Цельсию. - Керамическое искусство появилось еще до нашей эры. Глиняные сосуды являются основными находками в погребениях древних андроновцев. Большие сосуды лепились вручную. Горшки имели плоское дно, бока выпуклые, округлые. Орнамент на горшки наносился мелкозубчатым штампом. В основном это были треугольники, зигзагообразные полосы. К слову, таким штампом мы и сейчас пользуемся. Во времена саков стали появляться новые виды керамической посуды: чаши, кувшины. В древнем Таразе мастера научились красить керамические изделия, стали наносить зооморфные, растительные узоры. Гончарное дело - консервативное искусство, ничего почти не меняется, только техника совершенствуется, - говорит Вера Площенко. На занятиях дети обучаются различным техникам изготовления керамических изделий. По словам педагога, работа с глиной развивает мелкую моторику, мышление, творческий потенциал. Для ребят это и развлечение, и обучение. - Мне нравятся фигурки после молочного обжига. Используя секреты древних мастеров, окунаем глиняное изделие в молоко на 15 минут. Пропитанный им предмет приобретает оттенки от светло-серого до шоколадного. Обжигаем также в костре на консервной банке и получаем черный цвет, - рассказывает воспитанница центра Эвелина Зайда. В кабинете, где идут занятия, привлекают внимание керамические фигурки животных. - Я лепила собаку и быка, украсила их геометрическими узорами. В этих фигурках много маленьких деталей, требуются усидчивость и терпение. Если получиться сделать такие фигурки, то все остальное уже не так сложно освоить, - говорит Анастасия Толмачева. Воспитанники кружка декоративно-прикладного творчества еще не участвовали в выставках и конкурсах по гончарному искусству, это будет в перспективе, возможно, ближайшей. Между тем в центре технического творчества планируется открыть гончарную мастерскую и приобрести гончарный круг, муфельную печь. Это расширит возможности центра, позволит обучить детей различным практикам, обрести новые навыки.Диана КАЛМАНБАЕВА, фото автора
[gallery ids="43133,43134,43135,43136,43137,43138"]