Меню
15 апреля, 2021 / Людмила МЕЛЬНИК / Новости

Не стоят на месте. О причинах роста цен на продовольствие

Не стоят на месте. О причинах роста цен на продовольствие

Не стоят на месте.  О причинах роста цен на продовольствие Не стоят на месте.  О причинах роста цен на продовольствие
Фото из открытого источника

О причинах роста цен на продовольствие

В последнее время жамбылцы, как и все казахстанцы, жалуются, что практически все доходы у них уходят на продукты питания. Продовольствие дорожает не по дням, а по часам. При этом со стороны государства делается все возможное, чтобы хоть как-то предотвратить ценовой хаос на рынке продовольствия. О мерах, принятых в этом направлении в регионе, вчера в ходе брифинга в региональной службе коммуникаций рассказали руководитель управления сельского хозяйства акимата области Кайрат Аманов, председатель правления АО НК «СПК «Тараз» Нургали Корпебаев и руководитель департамента Агентства по защите и развитию конкуренции РК по Жамбылской области Жандос Азимов. О том, что ситуация в регионе с ценами на продукты питания сложилась довольно серьезная, свидетельствуют данные, приведенные Кайратом Амановым. - По итогам первого квартала текущего года инфляция по области составила 101,9 процента. Наш регион находится на седьмом месте в масштабах страны, где общая инфляция находится на этом же уровне. По инфляции по продовольствию мы занимаем пятое место с показателем 103,1 процента (в республике - 103 процента). На социальные продукты рост цен составил 104,2 процента. По этому показателю Жамбылская область находится на первом месте. При этом гречка подорожала на 2,9 процента, подсолнечное масло - на 2,8, картофель - на 4,2, сахар и яйца - на 4,3 процента. Снижение отмечено только по творогу (0,1 процента) и рису (1,2 процента), - отметил он. Подорожание связано с сокращением объема прошлогодних запасов товаров в крупных торговых сетях. В этом году производители устанавливают на свою продукцию повышенные цены. На стоимости картофеля также сказались уменьшение доли прошлогодних запасов, сезонный фактор и увеличение затрат на хранение и транспортировку из Павлодара, Кыргызстана и России. Гречку в регион в основном завозят из Павлодарской области и России. Цены на подсолнечное масло поднялись из-за увеличения себестоимости сырья еще в августе прошлого года. Подорожание куриных яиц связано со снижением их производства из-за птичьего гриппа у основных производителей в северных регионах и Алматинской области. Кроме того, местные птицефабрики столкнулись с удорожанием кормов и импортных ветеринарных препаратов. Стоимость сахара стабильно растет, начиная с 2016 года. - При этом в статистической отчетности не учитывается большая часть товаров, отпускаемых из стабилизационного фонда, за исключением сахара, гречки, овощей. К примеру, в настоящее время растительное масло «Шедевр» подорожало до 710 тенге за литр. По сравнению с другими регионами в нашей области цены на четыре социальных товара - хлеб, молоко, лук и сахар - находятся на низком уровне. При этом такие продукты, как подсолнечное масло, сливочное масло, кефир, мясо птицы по ценам находится в нижней тройке, по остальным мы в середине республиканского ценового рейтинга, - рассказал К. Аманов. Также в ходе брифинга говорилось о том, что на стабилизацию цен на продовольственные товары заметное положительное влияние оказывают социальные магазины, открытые в Таразе и районных цент­рах области. В ближайшее время по поручению главы региона их количество в областном центре увеличится до 16 (13 магазинов, в том числе семь новых, уже действуют). Буквально со дня на день должен открыться такой объект в микрорайоне Аса города Тараза. Также ведется строительство социальных магазинов на улице Лукманова и в жилом массиве Шолдала. Всего в области будет построено 20 социальных магазинов. Из них девять уже работают, десятый возводится в городе Шу. Как отметил председатель правления АО НК «СПК «Тараз» Нургали Корпебаев, с учетом повышенной популярности социальных магазинов у потребителей определен и объем реструктуризации стабилизационного фонда, рекомендованный для учета в плане закупок корпорации. При этом посещаемость этих торговых точек возросла в четыре раза. Кроме того, установлена суточная норма отпускаемых в одни руки товаров (сахара - не более полутора килограммов, растительного масла - не более литра, яиц - не более десятка). Понятно, что это вынужденная мера, так как цены в социальных магазинах на социальные продукты установлены на 5-44 процента ниже рыночных. Также на брифинге отмечено, что в региональном стабфонде имеются запасы продовольствия, достаточного на ближайшие полгода. С начала текущего года в социальных магазинах и в ходе 31 сельскохозяйственной ярмарки реализовано 1202 тонны продуктов, что в три раза больше, чем в прошлом году (349 тонн). Кроме того, социально значимые продукты реализуются через магазины крупных торговых сетей компаний «Вкусная корзинка», «Фиркан», «Скиф». Однако не все так гладко на торговой площадке нашей области. Об этом доложил руководитель департамента Агентства по защите и развитию конкуренции РК по Жамбылской области Жандос Азимов. Как следует из его информации, с начала года департаментом выдано три уведомления о наличии признаков нарушений законодательства в области защиты конкуренции в части применения разных цен при реализации товара. Их получили ТОО «Аса DAMU», занимающееся производством куриных яиц, а также производители сахара - ТОО «Таразский сахарный завод» и ТОО «Меркенский сахарный завод». - В территориальный департамент города Алматы направлено письмо о принятии соответствующих мер в отношении ТОО «Прима-дистрибьюшн» и АО «Евразиан Фудс Корпорейшн» (оптовая реализация подсолнечного масла). В настоящее время ведется расследование, - проинформировал Ж. Азимов. По его словам, аналогичная работа проведена в отношении компаний «Ас-Ан Маркет» (Алматинская область), «Gold Distribution», «Veles Distribution» (Шымкент), «Future trade company» (Алматы). Все эти предприятия поставляют в Жамбылскую область гречневую крупу. В рамках взаимного сотрудничества с субъектами рынка департаментом заключены 10 внешних актов антимонопольного комплаенса (комплекс инициатив, направленный на предупреждение противоречащих закону действий). Ими охвачены компании «Бурненская молочная компания», «Аулие-Ата Феникс», «Надыров Р.», «Тараз нан зауыты», «Вкусная корзинка», «Таразский сахарный завод», «Аса DAMU», индивидуальные предприниматели «Козин А.», «Ким В.», «Бидай нан». - Комплаенс подтверждает стремление субъекта рынка к добросовестной конкуренции на рынке производства и реализации социально значимых продовольственных товаров и принятие мер по предупреждению нарушений законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции, - отметил Ж. Азимов.

Людмила МЕЛЬНИК

[gallery ids="43182,43183,43184"]

Самые читаемые статьи недели:

Дорога к цели 15 ноября, 2024

Дорога к цели

Доходы растут 15 ноября, 2024

Доходы растут

Капля жизни 15 ноября, 2024

Капля жизни