Меню

Всё новое - это хорошо забытое старое. Мелким фермерам нужны машинно-тракторные станции

Всё новое - это хорошо забытое старое. Мелким фермерам нужны машинно-тракторные станции

Всё новое - это хорошо забытое старое.  Мелким фермерам нужны машинно-тракторные станции Всё новое - это хорошо забытое старое.  Мелким фермерам нужны машинно-тракторные станции
Фото из открытого источника

Мелким фермерам нужны машинно-тракторные станции

2 мая текущего года опубликован материал «Крупные крепче». В нем говорится о серьезных финансовых трудностях мелких крестьянских хозяйств из-за недоступности кредита, госсубсидий, больших затрат на полевые работы, обслуживание и ремонт техники, а также высоких цен на услуги и сельхозпродукцию. Материал вызвал интерес. С нами связался почетный гражданин Кордайского района и Жамбылской области, ветеран труда Анатолий Шупта. О развитии аграрного сектора региона он знает все. Напомним, Анатолий Шупта работал директором совхоза «Жасоркен» Жамбылского района, председателем Кордайского райисполкома, первым секретарем Свердловского райкома партии, председателем Кордайского районного совета ветеранов. Ветеран поделился своим видением ситуации, сложившейся в аграрном секторе Казахстана и, в частности, нашей области. - Всю свою жизнь я работал именно в сельском хозяйстве, был заместителем руководителя управления сельского хозяйства, поэтому не могу оставаться равнодушным к проблемам фермеров. Мелкие хозяйства действительно находятся в тупике. Земледелие стало рискованным делом, для многих растениеводство является побочным бизнесом. Большинство крестьянских и фермерских хозяйств имеют всего несколько гектаров. При таком мелкотоварном производстве покупка новой техники проблематична. Срок окупаемости комбайна, например, дольше, чем рекомендованный срок службы. Крестьяне вынуждены обращаться за помощью в посевную, уборочную к соседям, более крупным хозяйствам. Аграрии помогают друг другу (конечно, не бесплатно). А иногда и сосед помочь не может - у него есть свои поля, и поделиться техникой до конца сезона он не успевает. Я вижу, что кордайцы не соблюдают агротехнические сроки. Из-за старой техники вносят удобрения, семена с большими потерями, отчего получают низкий урожай. Давно пора обратить внимание на эту проб­лему. Фермеры еле сводят концы с концами, порой разоряются, пополняя ряды безработных. Мелкие хозяйства выпали из поля зрения государства, хотя им для развития нужна реальная поддержка, - считает Анатолий Андреевич. Казалось бы, сегодня технику можно взять в аренду, но арендодатели не предоставляют сервис требуемого уровня. Они не оказывают услуги сельхозпроизводителям, имеющим несколько гектаров пахотных земель. В период посевных и уборочных работ заявок так много, что очередь доходит тогда, когда те или иные агроприемы применять уже поздно. Что же касается стоимости аренды техники, то она неподъемна для хозяйств, даже крупных. Кроме того, арендаторы могут взять задаток и не выехать на место работы, ссылаясь на поломку. Собеседник уверен, что проб­лемы с техникой могут решить машинно-тракторные станции. Именно они позволят сэкономить средства при посеве и уборке урожая. - Одним из основных условий динамичного обновления сельхозтехники при мелкотоварном производстве является создание машинно-тракторных станций, - уверен А. Шупта. - Они действительно смогут закрыть потребности крестьян в высокопроизводительной технике. Станции должны возрождаться, чтобы у фермеров была возможность получать любую технику в удобное время. Машинно-тракторные станции действуют во многих странах. Например, структуры, подобные МТС, есть в США, Канаде, Германии, Венгрии. На таких станциях можно заказать весь спектр услуг: выбрать комбайн с комбайнером или без него, заплатить только за уборку или за все услуги, необходимые в этом сезоне. За границей к тому же работает система кооперативов, когда несколько фермеров совместно используют технику. В качестве примера Анатолий Шупта приводит Европу, где функции МТС выполняют своего рода кооперативы фермеров. Несколько предприятий используют общую технику. В результате она не только не простаивает, но и обходится дешевле: расходы на покупку машин сокращаются в несколько раз. - Я был в Америке два раза. Это было в 1994 или 1995 году. Там оказывается весомая поддержка фермерам для приобретения сельхозтехники, удобрения и так далее. И это дает свои результаты. Сравните: американские фермеры получают по 45 центнеров пшеницы с гектара, а мы с трудом добиваемся 15. Кроме того, я был на трех агропредприятиях Италии. Видел, как они ведут посевную и уборочную компании. Те, у кого нет своей техники, обращаются в МТС, которые в любой момент могут привезти запасные части, предоставить технику, в случае поломки ее мгновенно заменяют. Услуги оказываются по фиксированным, доступным ценам, - рассказывает ветеран. Анатолий Андреевич вспоминает, что в СССР МТС были государственными предприятиями. Они снабжали колхозы, в которых ощущался дефицит машин, и владели всеми видами техники - от комбайнов до почвообрабатывающих агрегатов. Но в 1957 году обслуживание через станции потеряло то жизненно важное значение, которое оно имело раньше, поэтому было принято решение МТС реорганизовать. С тех пор сельхозпроизводители стали испытывать серьезный недостаток техники, что тормозило развитие агросектора. А. Шупта рассказал об опыте возрождения МТС в Казахстане. Попытки эти предпринимались в 2002-2003 годах, затем в 2005-2006 годах. Во втором этапе участвовал и Минсельхоз, предоставляя кредиты, технику в лизинг. Несколько МТС существовали довольно долго. Например, в Кызылординской области в 2005 году была организована компания «Дихан», которая выращивала и продавала на экспорт рис очень хорошего качества. Но рядом были и мелкие фермеры. И тогда инвесторы-учредители рисовой компании создали МТС. Они помогали фермерам, у которых были небольшие наделы, обрабатывать землю. В кредит, под будущий урожай, предоставляли семена, удобрения, технику. Фермеры хорошо платили, МТС была прибыльным бизнесом. Но, к сожалению, по некоторым внутренним причинам «Дихан» перестал функционировать. МТС «Достык», совсем другого типа, функционировала в Акмолинской области. Она специализировалась только на уборке. Работали и по Казахстану, и по России. Но потом в России ужесточили закон о прохождении крупногабаритной сельхозтехники по федеральным трассам. Надо было транспортировать комбайны на тралах, а это очень дорого. Началась текучка механизаторов, комбайнеров. Техника переходила из рук в руки и начала терять функциональность. Ко всему прочему добавились и конкуренты в виде лизинговых компаний, которые оказывали услуги по севу и уборке. В 2006-2007 годах в трех районах Павлодарской области создавали МТС под залог коммунальной собственности акимата области. Нашли инициативных, энергичных предпринимателей, предложили им взять в лизинг технику. Первое время бизнесмены пытались оказывать услуги фермерам, но возникали проблемы с оплатой. Недолго помучившись, организаторы МТС сами стали обрабатывать землю. В марте 2014 года по распоряжению руководства «КазАгро» в Акмолинской области была создана МТС «Кокшетау» на основе государственно-частного партнерства. Учредители сформировали первоначальный взнос в размере 15 процентов от суммы, необходимой на закуп сельхозтехники в лизинг. Акимат предоставил в аренду землю. МТС получила мощные тракторы, глубокорыхлители, посевные комплексы, опрыскиватели, установила GPS-мониторинг, и сразу закипела работа. Этому способствовало то, что заранее была отработана схема кредитования фермеров на обработку, уборку под залог земли. Причем земля оценивалась хорошо - 15 тысяч тенге за гектар с коэффициентом ликвидности 0,85. Деньги перечислялись сразу в МТС в счет оплаты услуг. Когда появлялись всходы, фермеры получали субсидии и погашали часть кредита, после продажи урожая погашали остальной долг. Полученную прибыль фермер мог внести в качестве взноса на покупку техники в лизинг. - В Кордайском районе когда-то действовали две машинно-тракторные станции. Ни у кого не болела голова из-за полевых работ - в МТС была любая техника. Два раза в год приезжали на поля, чтобы вспахать, посеять и убрать урожай. Остальную работу кордайцы выполняли вручную, - вспоминает он. - Глядя на нынешнюю ситуацию, я пришел к выводу, что без господдержки фермеры существовать не смогут. Но льготы, субсидии, объединение в кооперативы не спасают их от разорения. Люди уже устали сидеть поодиночке со своими старыми тракторами, латаными комбайнами. Устали получать низкие урожаи. Но при этом они боятся лишиться своего клочка земли, не хотят объединяться. Они еще не доверяют друг другу, не хотят солидарной ответственности, так как возрастают факторы риска по кредитным обязательствам, возникают споры о том, кто сколько техники использует, кто сколько платит. Аграриям в условиях недостатка техники остается надеяться только на МТС. Ее услуги для многих хозяйств экономически целесообразны. Такая структура будет сотрудничать и с теми, у кого мало земель, иначе техника будет использоваться неэффективно и иметь большой срок окупаемости. Можно заказать сразу весь спектр услуг - от вспашки до уборки. Уверен, что создание МТС поспособствует увеличению площадей сельхозкультур, будут введены в оборот земли, которые раньше не использовались. Что скрывать, много полей не возделываются, хотя и имеют хозяев. Люди быстро поймут преимущества сервиса, когда не надо думать о ремонте, содержании техники, амортизации. Возможность использования небольшими хозяйствами современной техники повысит качество полевых работ и обеспечит соблюдение ими агротехнических требований, что позволит снизить общие риски потери урожая. Именно с помощью МТС возможно оперативно провести необходимую обработку и обезопасить хозяйства от убытков, - поделился Анатолий Андреевич. Он особо подчеркнул, что нужно тщательно прорабатывать возможности создания МТС. Прежде всего должен быть соинвестор проекта, при этом участие государства обязательно, чтобы были использованы бюджетные средства. Нельзя допустить, чтобы частный инвестор, пользуясь отсутствием конкуренции, повысил тарифы либо переключился на обработку своих земель, набирая в аренду участки. Нужно рассчитать стоимость услуг под реальный рынок, и этот момент следует отработать сразу. Это позволит прозрачно и эффективно построить работу. В этот процесс важно привлечь акиматы районов и региональную палату предпринимателей. - Нужно жестко контролировать расходы и доходы. Для этого следует утвердить подробный прейскурант на все услуги по маркам машин на ежегодном общем собрании. Для более четкой организации работы регулярно должны вестись учет и оценка имеющихся сельскохозяйственных агрегатов. На все остальные расходы, включая зарплату сотрудникам, ремонт и обслуживание машин, они могут заработать сами. Чтобы создать МТС, надо найти нормальных организаторов сельхозпроизводства, менеджеров, которым фермеры поверят, взять хорошего агронома, убедить фермеров сотрудничать. В ходе работы оттачивать правила сотрудничества, а потом опыт распространять. Надо серьезно проанализировать ошибки, которые были допущены при попытках создать станции, объяснять аграриям выгоду от сотрудничества с квалифицированными организаторами, агрономами. Уверен, что никаких проблем при запуске проекта не возникнет, тем более что базовые элементы уже давно отработаны, - заключил Анатолий Шупта. К слову, в Жамбылской области, по данным статистики, наблюдается обновление машинно-тракторного парка, но незначительное - около 10 процентов в год. Степень износа сельхозтехники у нас очень высока - почти 80 процентов. Большинство тракторов и комбайнов эксплуатируются более 10 лет. В регионе имеются в наличии около 18 тысяч единиц сельхозтехники, из них 15 тысяч единиц работают более 10 лет.

Лола НУРМАТОВА

Самые читаемые статьи недели:

Дорога к цели 15 ноября, 2024

Дорога к цели

Доходы растут 15 ноября, 2024

Доходы растут

Капля жизни 15 ноября, 2024

Капля жизни