Время перемен. Педагогам нужно учиться работать с детьми с особыми потребностями
Педагогам нужно учиться работать с детьми с особыми потребностями
Развитие инклюзивного образования невозможно без совершенствования инклюзивной политики и практики, внедрения инклюзивных ценностей как в систему образования в целом, так и на уровне отдельных ее институтов. В условиях развития и совершенствования инклюзивной практики в организациях образования Казахстана в настоящее время обозначились важные стратегические направления, среди них: совершенствование институциональной среды, обеспечивающей благоприятные условия для развития инклюзивного образования; формирование научно-педагогических основ и кадрового, учебно-методического потенциала для обеспечения доступности качественного образования лицам с особыми образовательными потребностями; проведение научных исследований в области теоретического и методического обеспечения развития инклюзивного образования. Согласно данным направлениям, филиалом АО «НЦПК «Өрлеу» института повышения квалификации педагогических работников по Жамбылской области на базе пилотных организаций проведен анализ существующей ситуации развития инклюзивной практики в нашем регионе. Нет необходимости говорить о том, что организации образования должны принимать детей без ограничений и создавать условия для образовательных потребностей всех детей, обеспечивая качество образования для всех. Однако современный этап развития инклюзивной практики в области наполнен массой противоречий, проблем и требует от нас профессионального открытого диалога, учета регионального опыта и согласованности позиций. Данный период определен как переходный. Важное обстоятельство этого перехода - готовность наших организаций образования, включая систему дошкольного образования, меняться. И практика доказывает, что не все образовательные организации области сегодня готовы работать в условиях инклюзии. - Развитие инклюзивной практики в дошкольных организациях сталкивается с проблемами социального свойства. Они включают в себя распространенные стереотипы и предрассудки, неготовность или отказ педагогов, воспитателей, детей и их родителей принять новые принципы образования, недостаточная профессиональная подготовка педагогических работников дошкольного образования и специалистов сопровождения, способных реализовать инклюзивный подход и, самое важное, чему должны научиться воспитатели, - это работать с разными детьми и учитывать это многообразие в своем педагогическом подходе к каждому. Основной вопрос практиков «как?» пока не во всех случаях находит квалифицированный ответ. Иногда нужен педагогический поиск, эксперимент, новаторская смелость, - отмечает старший преподаватель кафедры методологии и педагогической инновации филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Жамбылской области Айгуль Абилова. Институтом в настоящее время ведется целенаправленная работа по развитию системы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образовательного процесса на базе пилотных организаций образования города Тараза. Эта работа проводится в рамках научно-исследовательской деятельности «Комплексное сопровождение участников общеобразовательного процесса при переходе к реализации инклюзивной практики в условиях среднего образования», цель которой - формирование дополнительных профессиональных компетенций педагогических работников в рамках психолого-педагогического сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями в системе среднего образования. - На наш взгляд, сейчас важно заставить думать всех включенных в эти преобразования людей, инициировать авторскую позицию, дать возможность организовать условия и пространство для такой деятельности. Такая работа требует поддержки со стороны управления образования, районных отделов образования и города Тараза, методических служб. Кроме этого, именно сейчас на стадии перехода требуется хорошо выстроенная системная координация всех научных и методических ресурсов. Только синхронность усилий позволит сделать содержательный прорыв и в понимании, и в деятельности. Нами разработан план совместной деятельности филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Жамбылской области и управления образования акимата области по организации и проведению курсов повышения квалификации педагогов и посткурсовой работе на 2021 год. Предусмотрено проведение курсов для педагогов организаций дошкольного и среднего образования по инклюзии, - отмечает директор филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Жамбылской области Гульшат Онланбеккызы. Помимо этого, по инициативе филиала активно проводятся мероприятия с привлечением корифеев казахстанской системы инклюзивной практики и международных партнеров из России, Дании, Швеции, Беларуси. Так, на состоявшемся в мае этого года образовательном треке «Международный и отечественный опыт реализации инклюзивного образования» Жамбыл - «Өрлеу» в прямом эфире обсудили социально-педагогические факторы актуализации инклюзивного образования за рубежом и в Казахстане с участием зарубежных спикеров. Создана площадка для обмена лучшим опытом по сравнительному аспекту инклюзивного образования и интеграции в образовательную среду детей и молодежи с особыми потребностями. В ходе образовательного трека основополагающим стал вопрос формирования дополнительных профессиональных компетенций педагогических работников в рамках психолого-педагогического сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями в системе дошкольного и среднего образования. Участники мероприятия убедились, что инклюзивный процесс совершенствуется, имеется весомый творческий потенциал педагогов по организации инклюзивной практики нашего региона.Светлана ШЕВЧЕНКО, методист лаборатории педагогической инновации и посткурсовой поддержки филиала АО «НЦПК«Өрлеу» института повышения квалификации педагогических работников по Жамбылской области