Во время уборки урожая дефицита топлива не будет
Одним из условий уборки урожая в оптимальные сроки является наличие достаточного количества дизельного топлива. В этом плане сельхозтоваропроизводители сейчас испытывают проблемы. Из-за дефицита дизтоплива у АЗС собираются длинные очереди из большегрузов. Люди стоят в них часами, но даже такое долгое ожидание не гарантирует, что авто все же удастся заправить. Топливо отпускают только по талонам. - Что скрывать, такая ситуация наблюдается ежегодно. Перед уборкой зерновых нефтеперерабатывающие заводы проводят ремонтные работы, оттого на АЗС пропадает топливо, цены повышаются. Две недели назад дизтопливо стоило 182 тенге за литр, сейчас - 192 тенге. Говорят, в Шымкенте цены вообще выросли до 300 тенге. Это приведет к тому, что подорожают пшеница и ячмень, - делится житель Жамбылского района Шукри Муртаз-оглы. - Я, как и многие другие опытные дальнобойщики, заранее закупил солярку, потому что знаю: если не позаботиться об этом заранее, потом ни на одной автозаправке не найти топлива. Сейчас на заправочной станции «Erk oil» солярку отпускали всего по 50 литров, когда как для одного рейса, к примеру, в Нур-Султан требуется не менее 1600 литров, - рассказывает дальнобойщик Дильшат Насиров. По словам таразских водителей, неделю назад с городских заправок исчез газ, что также привело к очередям, талонам и лимиту. - Если верить слухам, то причиной отсутствия газа стало происшествие в Новосибирске в июне, когда на автозаправочной станции взорвались несколько емкостей с топливом. Пожар начался во время заправки автомобиля газом. Тогда пострадали более 25 человек. Люди говорят, что власти Казахстана намерены обязать все автогазозаправочные станции переезжать за город, подальше от населенных пунктов, - говорит жительница Тараза Зухра Баратова. Мы обратились в управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, чтобы узнать, какие меры предпринимаются в этой связи, каковы прогнозы. Руководитель отдела управления Маулен Кожаков объяснил, что основными причинами дефицита стали остановка на ремонт Шымкентского нефтеперерабатывающего завода и сокращение поставок топлива в регион из Павлодарского и Атырауского нефтеперерабатывающих заводов из-за высоких железнодорожных тарифов. - Когда на Шымкентском нефтеперерабатывающем заводе начался плановый ремонт, жамбылцы стали приобретать нефтепродукты у павлодарского и атырауского заводов, но неожиданно повысились тарифы на перевозки железнодорожным транспортом. Чтобы не работать себе в убыток, многие АЗС приостановили закуп топлива, ожидая улучшения ситуации. В этой связи и возник дефицит горюче-смазочных материалов. Чтобы не оставить фермеров в сезон полевых работ без дизтоплива, было принято решение отпускать его по талонам. Недавно я был в Нур-Султане, участвовал в совещании в Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства РК по этому вопросу. Было сказано, что перебои поставок нефтепродуктов в регионы будут устранены в ближайшее время. И действительно, заводы вернулись к обычному графику работы, отгрузка горюче-смазочных материалов железнодорожным транспортом в южные регионы уже началась. Через пару суток на местные АЗС поступит топливо, - обрисовал ситуацию М. Кожаков. Добавим, что в целом по стране по состоянию на 21 июня запасы нефтепродуктов находились на комфортном уровне: бензина - 195 тысяч тонн + 32,1 тысяча тонн в резервуарах нефтеперерабатывающих заводов, дизельного топлива - 190 тысяч тонн + 22,7 тысячи тонн в резервуарах. Все нефтеперерабатывающие заводы работают в штатном режиме с ежесуточным производством и отгрузкой нефтепродуктов на внутренний рынок. По итогам пяти месяцев переработка нефти на заводах Казахстана идет по плану, переработано 6,7 миллиона тонн. По сравнению с прошлым годом индекс физического объема по нефтепереработке составляет 109,5 процента. Выпущено 1853 тысячи тонн бензина, 1879 тысяч тонн дизельного топлива. В Жамбылской области на сегодняшний день имеется в запасе всего 300 тонн дизтоплива. В регионе работают 280 автозаправочных станций.Мадина НАСЫРОВА