«… Для него не была чуждой казахская земля». Памяти Фёдора Михайловича Достоевского
Памяти Фёдора Михайловича Достоевского
В Семее, в литературно-мемориальном музее Ф. М. Достоевского, состоялась международная научно-практическая конференция «Достоевский и мировая культура: художественное наследие и духовность», посвященная 200-летию классика мировой литературы Федора Михайловича Достоевского. Юбилей писателя отмечается по линии ЮНЕСКО. Организаторами конференции стали управление культуры, архивов и документации акимата Восточно-Казахстанской области, Представительство Россотрудничества в Республике Казахстан (Нур-Султан), КГКП «Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского г. Семей», университет имени Шакарима и КазГЮИУ г. Семей, Семипалатинский Воскресенский собор, краеведческое общество «Прииртышье». В работе конференции принимали участие ученые и преподаватели вузов Казахстана, России и Мексики. По ее итогам издана книга материалов участников, в которую вошли и наши три научно-методические статьи: «Ф. М. Достоевский в творчестве Сергея Коненкова», «Творчество Ф. М. Достоевского в театрально-музыкальном искусстве» (опорные конспекты-таблицы), «Произведения Ф. М. Достоевского на оперной сцене». Фонду литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского нами была подарена авторская книга «Художественная литература в мире искусств» (2019), где одна из глав посвящена русскому писателю, отрезок жизни которого был связан с Казахстаном. Мы получили благодарственное письмо из музея за подписью главного хранителя фонда Татьяны Титаевой, в котором, в частности, говорится: «Примите благодарность за отправленную нам книгу «Художественная литература в мире искусств». Издание является интересным пополнением книжного фонда литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского и может быть полезным в научно-исследовательской, экспозиционной и массовой работе». Академик Алкей Маргулан писал: «Семипалатинску повезло, что его история тесно связана с именами выдающихся личностей, такие гении, как Достоевский и Чокан Валиханов, на протяжении столетия рождаются один раз…». Федор Михайлович Достоевский (1821–1881) и Казахстан. Достоевский и Чокан (Шокан) Валиханов (1835–1865). Достоевский и Семипалатинск. Это незабываемые страницы биографии русского писателя, литературной и культурной жизни Казахстана. О его дружбе с казахским ученым-этнографом и путешественником Ч. Валихановым, искренней и крепкой, написаны воспоминания, книги, статьи. Образ писателя дан в художественном фильме «Его время придет», который является киноповестью о первом ученом Казахстана, востоковеде и путешественнике Чокане Валиханове (1957 год, Алматинская киностудия и «Ленфильм», режиссер М. Бегалин). Создан научно-популярный фильм «Достоевский в Казахстане» (режиссер И. Верещагин). В нем оригинально сочетаются строки из писем Ф. Достоевского и кадры солдатской муштровки, что позволяет прочувствовать душу мыслящего человека, задыхающегося в обстановке гарнизонной службы. Созданы памятники, символизирующие их дружбу. Фигуры Ф. М. Достоевского и Ч. Валиханова изображены на барельефе «Дружба России и Казахстана», вошедшем в комплекс монумента Независимости на площади Республики в Алматы. О своей дружбе с Чоканом Валихановым Достоевский рассказал в «Дневнике писателя». Опубликована их переписка (сохранилась не полностью). По рекомендации Федора Михайловича Чокан Валиханов был избран членом Общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым в Петербурге (впоследствии «Литературный фонд»). Степные мотивы встречаются в произведениях Ф. Достоевского. В известном романе «Игрок» герой, вступая в полемику с русским генералом и французом о путях приобретения капиталов, говорит, что «возмущает…(его) татарскую породу» немецкий способ «накопления богатств… А я лучше захочу всю жизнь прокочевать в киргизской палатке, чем поклоняться немецкому идолу». Также в черновых набросках романа «Подросток» (1875) встречается имя Валиханова, связанное с именем Версилова – мечтателя, поэта, «парижского коммунара». В главном герое усматриваются черты характера друга Достоевского Чокана Валиханова. На казахский язык переведены романы «Идиот» (1984), «Преступление и наказание» (1972) и другие. Пять лет жизни писателя связаны с Семипалатинском (1854–1859), куда он прибыл служить рядовым солдатом Седьмого Сибирского линейного батальона после четырехлетней каторги в омском остроге, где отбывал наказание за участие в кружке петрашевцев. Здесь он вернулся в литературу и создал первые свои повести «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели». Первые главы «Записок из Мертвого дома» читал А. Е. Врангелю (камергер, служивший в Семипалатинске стряпчим по уголовным и гражданским делам, позже русский дипломат. Он хлопотал о присвоении писателю офицерского чина и возвращении в Центральную Россию. – Прим. автора) и знаменитому русскому путешественнику и географу П. П. Семенову-Тян-Шанскому, с которым он неоднократно встречался в Семипалатинске. Семипалатинск чтит память о Достоевском. Горожане еще в 1902 году подали прошение властям «Об увековечении памяти русского писателя Ф. М. Достоевского», однако это стало возможно только в советский период благодаря почитателям творчества писателя, энтузиастам от литературы. К 150-летию Федора Михайловича Достоевского в октябре 1971 года был открыт литературно-мемориальный музей, его основой стал бревенчатый полутораэтажный дом почтальона Лопухина на Крепостной улице в центре города (ныне улица Достоевского), в котором писатель снимал квартиру на верхнем этаже в 1857–1859 годах. Он прожил там с М. Д. Исаевой более двух лет, вплоть до отъезда из Семипалатинска. В 1977 году появилось новое двухэтажное каменное здание, соединенное с мемориальным домом вестибюлем-связкой. Музей оригинален по конструкции - в виде полуоткрытых книг (архитектор В. Ф. Власов), оформлен эстетично, с любовью и трепетным отношением к жизни и творчеству писателя. В литературную композицию входит и гипсовая скульптура Сергея Коненкова «Ф. Достоевский на каторге». У здания музея установлен памятник из бронзы «Ф. Достоевский и Ч. Валиханов» (1977) московского скульптора Дмитрия Элбакидзе, символизирующий дружбу двух великих сынов русского и казахского народов. Композиционно памятник воспроизводит фотографию Лейбина, сделанную в Семипалатинске в 1859 году, на которой сняты два друга. Литературно-мемориальный музей классика мировой литературы Федора Достоевского в Семее вошел в число 100 сакральных мест Казахстана, и это единственный музей великому писателю, находящийся за пределами России. Писатель и драматург Габит Мусрепов (1902–1985) писал: «… я думаю о том, что для него не была чуждой казахская земля. Пусть бесправный солдат, нижний чин, но все же служба в Семипалатинске не шла в сравнение с каторжным острогом».Фатима ОРАЗБЕКОВА, педагог-ветеран, член Союза журналистов РК, Арман ШАУХАНОВ, кандидат педагогических наук, доцент Таразского регионального университета имени М. Х. Дулати