Фотогалерея

Тайны подземелья

Тайны подземелья

Пока алматинское метро больше востребовано зеваками и туристами

Быстро, удобно, тепло зимой и прохладно летом. Вот если бы еще простиралось пошире. Метро - самый городской из всех видов общественного транспорта - в южной столице практически со дня открытия приобрело статус музея, куда жители и гости города приходят, чтобы покататься и сфотографироваться. 

Алматинское метро - второе в Центральной Азии (после ташкентского) и 17-е в СНГ. Изначально идея создания этого сооружения предполагала сократить транспортный поток на алматинских улицах. Однако несмотря на то что были закрыты некоторые автобусные маршруты, дублирующие метро, алматинцы вздохнуть полной грудью не смогли, а подземным транспортом пользуются от случая к случаю. Потому что большинство станций расположено вдали от объектов соцкультбыта. Вообще строительство алматинского мет-ро с самого начала называли самым дорогим и долгим процессом в истории метростроения. Оно началось 7 сентября 1988 года, но распад СССР в 1991 году и последовавший за этим развал экономики не позволили в полной мере осуществить идею. Вернуться к работам удалось лишь в середине 90-х годов. Именно в этот период в независимом Казахстане была создана собственная материально-техническая и научная база метростроения. Несмотря на минимальное финансирование, продолжалась проходка перегонных и эскалаторных станций, подходных выработок к станциям глубокого заложения. И что важно, были сохранены опытные инженерные и рабочие кадры. С ноября 2005 года финансирование находится под контролем Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, который при посещении строящегося метрополитена сказал, что «надо в следующем году завершить проходку, в конце 2006-го - начале 2007 года начать работу над станциями и завершить в 2007-м - начале 2008 года». Первая очередь метро была запущена 1 декабря 2011 года. Самый низкий его участок проходит на 80-метровой глубине в районе станции «Абай». Длина эскалатора, установленного там, составляет 104 метра, что является рекордным показателем для всех метрополитенов на постсоветском пространстве. По некоторым подсчетам, сооружение первой очереди подземки обошлось стране примерно в один миллиард долларов. Ее протяженность составляет 8,56 километра и включает в себя станции «Райымбек», «Жибек жолы», «Алмалы», «Абай», «Байконур», «Театр им. Ауэзова» и «Алатау». Линия первой очереди расположена от проспекта Райымбека под улицей Фурманова до проспекта Абая и далее с поворотом в западном направлении до проспекта Гагарина. Строительство мет-ро вели более тысячи специалистов АО «Алматыметрокурылыс». Метро оснащено подъемником для людей с ограниченными возможностями, использующими коляски. Электропандусами оборудованы все лестницы и эскалаторы мет-рополитена. А на двух конечных станциях - «Райымбек» (Райымбека - Фурманова) и «Алатау» (Абая - Гагарина) - имеются лифты для инвалидов-колясочников. Проезд стоит 80 тенге. Люди отмечают удобную систему оплаты проезда жетонами, срок действия которых - до конца текущих суток. Суббота объявлена «днем жетона». В этот день пассажиры могут принести свои просроченные жетоны и воспользоваться ими. В ходу также бесконтактные карты оплаты: закинул депозит в 500 или 1000 тенге - и катайся, пока деньги не закончатся. Алматинский метрополитен работает ежедневно с 6.00 до 24.00. Поездка по первой очереди первой линии занимает примерно 16 минут. Подвижной состав - современные поезда производства южнокорейского концерна «Hyundai» со сквозным проходом, кондиционированием в салонах, режимом полного автоведения и другими особенностями. Поражает внешний облик станций - панно, люстры, мрамор и гранит выглядят оригинально. Этого эффекта, собственно, и добивались лучшие архитекторы и художники Казахстана, работавшие над эскизами станций. 28 декабря 2011 года дан старт строительству тоннеля второй очереди, которая включает в себя пять станций и будет соединять центр города с поселком Калкаман. Ее протяженность составит 8,62 км. Метростроевцы обещают запустить вторую линию через два-три года. Завершить строительство метро планируется к 2017 году. К этому времени будут открыты 17 станций.

Людмила МЕЛЬНИК, Игорь НЕВОЛИН (фото)

[gallery link="file" order="DESC"]