Меню
3 декабря, 2021 / Знамя труда / Новости

Первый опыт. Как работает новый суд

Первый опыт. Как работает новый суд

Первый опыт.  Как работает новый суд Первый опыт.  Как работает новый суд
Фото из открытого источника

Как работает новый суд

Одной из главных задач любого государства является борьба с коррупцией. Термин этот происходит от латинского слова «corrumpere», что означает «растлевать». Он обычно имеет более широкое толкование и применяется для характеристики недобросовестной работы любого бюрократического аппарата. На сегодня коррупция - самое негативное социальное явление. Для борьбы с ним Казахстан принял Антикоррупционную стратегию на 2015-2025 годы, которая ориентирована на сокращение уровня коррупции в таких сферах, как государственная служба, квазигосударственный сектор, частный сектор, судебные и правоохранительные органы. В поддержку этой стратегии проводится ряд реформ в законодательной, исполнительной, судебной системах. В рамках административной реформы уже принят ряд законодательных актов, направленных на разграничение полномочий между уровнями государственного-административного управления, внесены изменения и дополнения в отраслевые законы. В результате от Правительства центральным исполнительным органам, а далее местным исполнительным органам передан целый ряд контрольных и регулятивных функций. Все это делается для эффективности государственного-административного управления, исключения дублирования полномочий, снижения коррупционных рисков. Некоторые несвойственные для государства функции переданы в частный сектор. Конечной целью административной реформы является не только повышение эффективности системы государственного управления, но и преж­де всего усиление способности адекватно и своевременно решать социальные запросы. Необходимо снизить уровень административного произвола в отношении граждан, исключить защиту ведомственных интересов и бюрократическую волокиту при принятии решений и оказании государственных услуг. В Послании народу «Единство народа и системные реформы - прочная основа процветания страны» Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев назвал главный принцип Концепции «Слышащее государство» - госаппарат должен работать в интересах граждан. Созданная у нас в республике с 1 июля текущего года административная юстиция призвана решать именно эти вопросы, компенсировать неравенство сторон в споре граждан и субъектов предпринимательства с властными структурами. Первые итоги действия административной юстиции показывают, что граждане поверили в нововведения и начали активно ими пользоваться. В июле в суды области поступил 91 иск, августе - 99, сентябре - 119, октябре - 89, ноябре - 66 исков, всего 464 административных иска. Из них 400 исков, или 86 процентов от общего числа, поступило в специализированный межрайонный административный суд и 64 иска - в районные суды. Это свидетельствует о том, что доверие у граждан к судам растет. Возвращено по основаниям, преду­смотренным Административным процедурно-процессуальным кодексом (АППК), 205 (44 процента) исков. В суды поступают иски, предметами рассмотрения которых являются действия судебных исполнителей - 112 (24 процента), земельные споры - 109 (23 процента), споры в сфере государственных закупок - 66 (14 процентов), налоговые споры - 32 (семь процентов), жилищные споры - 30 (шесть процентов), качество государственных услуг - 22 (пять процентов). Также есть иски об оспаривании решений административных органов, должностных лиц в правоохранительной сфере - 16 (три процента), имущественные споры, связанные с изданием административного акта, - 15 (три процента), о защите прав потребителей - 13 (три процента), пенсионные споры, в том числе по пособиям и иным социальным выплатам - 11 (два процента), споры в сфере здравоохранения - 10 (два процента), прочие споры - 11 (два процента). Рассмотрено с вынесением решения 89 административных дел, из которых 55 (62 процента) в пользу истцов (граждан и юридических лиц), а по 34 (38 процента) отказано. О чем это свидетельствует? О том, что административная юстиция реально защищает права граждан и юридических лиц в споре с государственными органами и должностными лицами. Если раньше в таких спорах граждане выигрывали всего 15 процентов дел, то сегодня эта ситуация стала меняться. Вынесено 22 частных определения в адрес административных органов и должностных лиц, а именно: частных судебных исполнителей - восемь; по спорам в сфере государственных закупок - пять; по жилищным спорам - три; по налоговым спорам - два; по земельным спорам - два; по трудовым спорам - одно; в сфере государственных услуг - одно. Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан наряду с такими мерами процессуального принуждения, как замечание и удаление из зала судебного заседания, предусматривает и денежное взыскание. Судья самостоятельно накладывает денежное взыскание в том же процессе, где рассматривается дело. Такая мера применяется за невыполнение или несвоевременное выполнение требований суда, неисполнение решения суда. Ответственное отношение к процессу требуется от административного органа и истца. Суд может реагировать на все действия сторон по затягиванию процесса, злоупотреблению процессуальными правами или невыполнению процессуальных обязанностей. К таким можно отнести невыполнение требований суда, неявку в суд. Размер денежного взыскания составляет от 10 до 100 МРП. Денежное взыскание может налагаться неоднократно, пока не будет исполнено требование суда или решение суда. Так, применена подобная мера процессуального принуждения в виде денежного взыскания по иску жителя города Тараза к КГУ «Отдел жилищных отношений акимата города Тараза» о восстановлении в очереди на жилье. Определением суда на ответчика (госорган) возложена обязанность по предоставлению письменного отзыва и подтверждающих доводы доказательств. Предоставлен срок исполнения 10 рабочих дней. Однако требование суда не было исполнено, в связи с чем на ответчика наложено денежное взыскание в размере 10 МРП, что составляет 29170 тенге. Определение суда исполнено, судебный акт не обжалован. АППК приветствует проведение примирительных процедур в публично-правовых отношениях в отличие от Гражданского процессуального кодекса, где существовал категоричный запрет на проведение такой процедуры в спорах с государством. Очень важным видится предусмотренная АППК возможность активного использования примирительных процедур как на стадии досудебного урегулирования спора, так и в суде. Преимуществами примирения являются улучшение процессуального положения гражданина в отношениях с административными органами; экономическая целесообразность; развитие и совершенствование способности государственных институтов к управлению конфликтами; воспитание духа партнерства между гражданами и административными органами. По результатам проведения примирительной процедуры заключено 30 соглашений о медиации.

Динара НУРЛЫБАЕВА, председатель коллегии по административным делам Жамбылского областного суда

Самые читаемые статьи недели: