Меню

Чем бы завлечь. Могут ли ремёсла поддержать туристическую отрасль?

Чем бы завлечь. Могут ли ремёсла поддержать туристическую отрасль?

Чем бы завлечь.  Могут ли ремёсла поддержать туристическую отрасль? Чем бы завлечь.  Могут ли ремёсла поддержать туристическую отрасль?
Фото из открытого источника

Могут ли ремёсла поддержать туристическую отрасль?

Туристический кластер Южного Казахстана появился в перспективных экономических планах республики еще несколько лет назад. В него вошли центральные и восточные части Кызылординской области, южная часть Южно-Казахстанской области и юго-западная часть Жамбылской области. Ключевыми местами туристского интереса по нашему региону определены Каратауский горно-перерабатывающий завод с палеолитическими участками и геоморфологией, город Тараз и городище Мерке. В качестве ориентиров для туризма чаще всего называют известные мавзолеи Айша-биби, Бабаджи-хатун, Карахана, дворцовый комплекс Акыртас. Но не меньшего интереса заслуживают другие объекты - предметы культурного наследия. В истории немало примеров, когда изделия ремесленников и места их производства становились местом притяжения ценителей со всего мира. В качестве примера можно привести известные персидские ковры. Они имеются в коллекциях многих солидных музеев мира, а города Мерв, Гилян, Кугман до сих пор притягивают историков культуры, кинематографистов и путешественников. То же можно сказать о городке Гжель в России, где производят знакомую всем бело-голубую керамику, острове Мурано в Италии, где выдувают тончайшие стеклянные изделия, городе Шантильи во Франции, где вышивают уникальное черное кружево, и этот список можно долго продолжать. В Казахстане тоже издревле существовало много ремесленных техник - шорничество, шелкоткачество, зергерство, керамика и так далее. Что из старинного наследия сохранилось и что могут предложить туристам современные ремесленники? Об этом нашей газете рассказала заведующая выставочным залом Дома дружбы КГУ «Қоғамдық келісім» Вера Майкович. - Вы знаете многих умельцев-сувенирщиков, сотрудничаете с ними. С чего началось знакомство? - Дом дружбы в Таразе открылся в 2014 году. Я пришла сюда работать методистом по развитию народного творчества. Кого-то из мастеров я знала давно, с другими знакомилась разными способами. Помогали сарафанное радио и работа. Мы стали проводить мастер-классы по разным техникам декоративно-прикладного искусства, и они стали привлекать мастериц. Знакомилась с мастерами на улице и в магазинах. - Какие интересные сувенирщики у нас есть, что они производят, как продают? - В Таразе работают мастера очень высокого уровня. Не все и не всегда они создают сувениры. Например, Серик Бисенов создает казахские народные музыкальные инструменты в полном соответствии с древними традициями, и иногда делает сувениры. В Байзакском районе работает Ислам Таиров - замечательный мастер-столяр. Он создает совершенно невероятные сувениры из дерева. Сауле Мусаева в Таразе работает в древней технике казахской циновки - чий, а ее тонкая миниатюрная роспись по точеной древесине - это подлинное искусство мирового уровня. Я могу назвать еще много имен мастеров, заслуживающих внимания. Что касается продаж, то они скорее случайные, чем стабильные. Я не буду жаловаться на то, что негде продавать, дело не в этом. Если бы был достаточно высокий и стабильный спрос, то и места бы нашлись, и салоны бы открылись. Есть место на рынке, где наши рукодельницы стабильно торгуют. А в основном, как все современные мастера, продают через свои каналы в Интернете. - Доступна ли их продукция на местном рынке и по каким ценам? Ведь выпуск штучной продукции предполагает немалые затраты по времени, усилиям, плюс стоимость материалов. - Каждая рукодельная вещь рано или поздно находит своего хозяина. Мастера могут рассказать сотни таких историй. Хотя, действительно, они продают вещи гораздо дешевле их истинной цены. «Жить-то как-то надо», - смущенно улыбаясь, говорят они. - На что есть спрос у покупателей? - Спрос есть на все, но все очень специфично. У каждого мастера своя специфика и своя ниша. - Есть ли, по вашему мнению, у наших промыслов перспектива для расширения производства? - У нас нет промыслов в полном смысле этого слова. Как пример промыслов можно привести российские вологодскую или хохломскую росписи. Промысел - это когда жители какой-то местности, привлекая имеющиеся ресурсы, создают какие-то предметы в промышленном объеме. Мы можем говорить о производстве, когда речь идет о больших тиражах. У нас сейчас развивается ремесленное производство - это малые партии от 10 до 50 экземпляров. Такое есть у нескольких мастериц, которые выпускают домашний текстиль в технике лоскутной пластики, пэчворка, по-казахски құрақ. Эти изделия пользуются стабильным спросом на внутреннем рынке как приданое для невест. Я больше знаю людей, которые создают уникальные вещи. Даже создавая авторскую копию, они все равно привносят в каждую новую работу что-то еще. - Что нужно сделать, чтобы перспектива появилась? Как, по вашему мнению, можно зарабатывать на сувенирах, кого нужно привлечь? Организовать обучение, менеджмент, инвесторов или собрать мастеров в одну какую-то артель? - Искусство всегда создают отдельные художники и мастера. Зарабатывать на сувенирах, наверное, можно. Художественные фабрики в мире существуют и процветают. Но нам важнее культивировать уникальные художественные традиции, продолжателями которых являются наши мастера. Нужно обучать их, в том числе и художественной грамоте, поскольку они часто приходят в профессию по зову души и любви к традиции, не имея специального художественного или дизайнерского образования. И они нуждаются в знаниях по ведению своего индивидуального бизнеса. Такие курсы проводятся. Например, региональная палата предпринимателей периодически организует для наших ремесленников курсы. Но ситуация на рынке меняется чрезвычайно быстро, и такие курсы нужно проводить регулярно. - Захотят ли сами мастера расширяться сегодня - еще вопрос, но ведь мы говорим о перспективах, учитывая то, что регион собирается развивать туризм. - Если будет спрос, то мастера его быстро почувствуют и будут работать на его удовлетворение. Они пробуют множество новых техник и технологий, ищут свои ниши и готовы открывать новые горизонты. - А есть ли направление в творчестве наших мастеров, которое могло бы стать брендом Тараза? - Скорее всего это керамика. Тараз в средние века был центром керамического производства. Керамической была не только посуда, но и мебель, в наших музеях есть черепки керамических столиков. И, самое удивительное, именно в Таразе зародилась традиция декорирования архитектуры резными и поливными керамическими плитками. Сейчас в городе возрождается интерес к керамике, появляются кружки, студии, мастерские. Мастера изучают средневековое наследие, копируют старинные изделия и создают свои новые вещи, вкладывая в них и новые функции, и новые смыслы. Традиция жива, когда она используется, когда она остается частью современного быта. И, да, возможно именно керамика станет нашим ремесленным промыслом и узнаваемым в мире брендом.

Беседовала Индира БОТАШЕВА

[gallery size="publisher-md" ids="50127,50128,50129"]

Самые читаемые статьи недели: